Как помочь детям стать внимательнее?

Внимательность — одна из основных предпосылок продуктивной учебы. Нередко именно из-за недостаточного уровня ее сформированности ребенку трудно учиться в школе. Такой ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. От класса к классу ему все труднее и труднее, так как все больше становится объем информации, требующей запоминания.

Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Его можно и нужно развивать. По мнению Елены Романовны Руселевич, учителя истории и обществоведения Дотишской средней школы Вороновского района Гродненской области, учащемуся необходимо помочь научиться самому управлять своим вниманием. Главными помощниками в этом должны стать родители. Поэтому задача педагогов — познакомить мам и пап учеников с методами и приемами, играми и упражнениями, направленными на развитие внимания у детей. Предлагаемая вашему вниманию разработка родительской гостиной направлена на то, чтобы показать родителям, как надо учить сына или дочь быть внимательным, сосредоточенным, пунктуальным. Ведь эти качества — залог успешной, эффективной учебы.

Цели:

  • обратить внимание родителей на важность и значимость проблемы развития детского внимания;
  • познакомить с методами и приемами развития внимания у детей;
  • помочь освоить игры и упражнения на развитие внимания.

Оборудование: опросники; памятки с советами по развитию внимания; карточки с упражнениями; мультимедиапроектор; презентация; аудиозаписи; плакаты “Гений — это внимание. Не важно, кто это сказал, важно, что это так”; “Самому ребенку развить произвольные процессы трудно. И главными помощниками в этом могут стать мама и папа”; рефлексивные листы для родителей.

Ход родительской гостиной

Родители занимают места в зале согласно взятому на входе цветному жетону (красный, синий, зеленый, желтый, разноцветный), в результате чего образуется пять рабочих групп участников собрания.

Ведущий. Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с учебной деятельностью наших детей. Результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. Сегодня мы подробно рассмотрим один из этих процессов — внимание.

Как же помочь ребенку стать более внимательным? Что такое внимание? Заглянем в психологический словарь: “Внимание — это характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект”.

Внимание учащихся — одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В ходе обучения, воспитания, практической деятельности и общения у школьника развивается внимание разных видов, образуются устойчивые психические сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недоразвитостью внимания довольно часто объясняются не только трудности в усвоении знаний школьниками, но и проблемы в формировании их личности.

К сожалению, процесс обучения не всегда является увлекательным. Учебные задания от класса к классу содержат все больше сложной для усвоения информации, процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. Чтобы справиться со всем этим, нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.

Внимание — основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без участия внимания. М.Р.Битянова отмечает: “По-настоящему развивать внимание можно только “широким фронтом”, захватывая все психические процессы…”

Готовясь к этой встрече, мы попросили вас ответить на ряд вопросов.

Вопросы

1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения домашнего задания?

2. Можно ли назвать вашего ребенка со­средоточенным, усидчивым?

3. Хотелось бы вам, чтобы ваш ребенок был более внимательным?

4. Что вы делаете для развития внимания у вашего ребенка?

Проанализировав ваши ответы, мы поняли, что в выборе темы для очередного родительского собрания не ошиблись.

А теперь прошу вас заполнить небольшую анкету. Вспомните, пожалуйста, и напишите, какие из нижеследующих проявлений вы замечали у своего ребенка.

Анкета

1. У ребенка часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.

2. Не может сидеть спокойно на месте, когда этого требует ситуация.

3. Легко отвлекается.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в других ситуациях (занятия в школе, экскурсии).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности, не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания.

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Много разговаривает.

11. Мешает другим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенной к нему речи.

13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома.

14. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.

Наличие восьми из перечисленных симптомов дает основания предположить, что у ребенка проявляется синдром дефицита внимания.

Признаки дефицита внимания:

  • гиперактивность;
  • невнимательность, несосредоточенность;
  • импульсивность.

В работе как с гиперактивными, так и с гиперкинетическими детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения.

Причины нарушения внимания:

  • органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция);
  • асфиксия новорожденного;
  • генетический фактор (синдром дефицита внимания может носить семейный характер);
  • особенности центральной нервной системы человека;
  • пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);
  • социальные факторы (непоследовательность, несистематичность воспитательных воздействий и пр.).

Уважаемые родители, надеюсь, представленная информация поможет вам разобраться в причинах невнимательности своего ребенка. А сейчас перейдем к практическим действиям. Попрошу вас продолжить фразу: “Внимательный ребенок — это…”

Участники работают в группах, звучит спокойная музыка.

Внимание может быть:

  • непроизвольным — человек не ставил цель что-то запомнить и не проявлял волевого усилия;
  • произвольным — человек поставил цель и активно проявлял усилия;
  • послепроизвольным — человек ставил цель это запомнить, но волевого усилия не проявлял.

Внимание — обязательный компонент любого психического процесса. Его важные свойства:

  • концентрация (умение сосредоточиться на нужном объекте, способность вникнуть в проблему);
  • устойчивость (умение длительно сосредоточиваться на одном объекте);
  • распределение (одновременное внимание к двум или более объектам и одновременное выполнение действий с ними);
  • переключение (перемещение внимания с постановкой новой задачи);
  • объем (характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов).

Если целенаправленно развивать эти свойства, то у человека возникает привычка быть внимательным, причем даже при неблагоприятных условиях.

Сейчас каждая группа получит для обсуждения одно из свойств внимания, а потом попытается доказать, почему наличие этого свойства внимания у ребенка важно для учебы.

Варианты ответов родителей

  • Высокая концентрация внимания способствует формированию наблюдательности, организованности.
  • Хороший объем внимания облегчает процессы сравнения, анализа, обобщения, классификации.
  • Устойчивое внимание дает возможность долго работать, не отвлекаясь.
  • Рациональное распределение внимания позволяет ребенку продуктивно работать дома и на уроке, успешно справляясь с несколькими заданиями.
  • Быстрое переключение внимания способствует легкому переходу от одного занятия к другому, а в конечном итоге помогает выполнить большой объем работы.

Ведущий. Таким образом, важно, чтобы ученик умел сосредоточить и удерживать свое внимание на изучаемом объекте, при необходимости быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой, рационально распределять его на разные виды деятельности.

Одна из главных проблем начальной школы — недостаточная развитость у детей произвольного внимания. Как показывает опыт, в семьях учеников этому уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание — это привычка, воспитывать которую должны родители. Если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений — это, как правило, приводит к несформированности произвольного внимания и, в итоге, навыков учебной деятельности.

Чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо прежде всего направить сознание наших детей на смысл и содержание этой деятельности, т.е. научить своего ребенка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать ее, быть внимательным.

Предлагаем вам, работая в группах, познакомиться с эффективными средствами развития внимания.

Каждой группе раздаются карточки с описанием упражнений и игр для развития внимания. В течение 10—15 минут участники знакомятся с их содержанием, а затем проигрывают 1—2 игры (или выполняют 1—2 упражнения) перед другими группами родителей.

Упражнения для развития внимания

1. Соберите рассыпанные буквы: акабос, ацисил, тёломас, агород, цяаз, алокш, ланеп и др. (Ответы: собака, лисица, самолёт, дорога, заяц, школа, пенал и др.)

2. Прочитайте ряд слов: крот, дзот, год, фронт, оплот, пилот, флот, оплот, поворот. Определите, каким по счету будет слово оплот? (Ответ: пятым и восьмым.)

3. Прослушайте внимательно текст и посчитайте количество слов в нем со звуком “п”.

Белый снег пушистый кружится, порхает и под ноги тихо-тихо оседает. Протяни ладошку — подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки! (Ответ: 6 слов.)

4. Найдите в тексте “спрятавшиеся” слова: долпраптекамтрьдрозд алжекарандаштмопрдятеллевшаноликлитма. (Ответы: дол, аптека, дрозд, карандаш, дятел, левша, нолик, лик.)

5. Осмотрите комнату и назовите в ней все предметы, которые начинаются со звука “к” (или “с”), имеют квадратную (круглую) форму.

Группы презентуют свою работу. После этого все родители приглашаются в круг. Ведущий проводит с ними игру “Не собьюсь”.

Игра “Не собьюсь”

Игроки начинают счет от 1 до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того игрок должен произнести какой-нибудь слог или хлопнуть в ладоши.

Ведущий. Заботясь о развитии внимания у своих детей, вы, уважаемые родители, сами должны быть внимательны к своему ребенку, его занятиям. Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать. Этому способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность: сбор камушков, грибов, ракушек, занятия мозаикой и работа с конструктором. Предлагаем памятки, которые помогут вам в занятиях с детьми дома.

Памятки “Как развивать внимание своего ребенка дома”

  • Устраняйте во время занятий ребенка лишние раздражители (выключите компьютер, радио, телевизор и т.п.).
  • Учите ребенка преодолевать трудности, возникающие из-за невнимательности.
  • Развивайте интерес ребенка к целенаправленной деятельности.
  • Делайте перерывы через каждые полчаса занятий с ребенком и переключайте его на другие виды деятельности.
  • Тренируйте внимание своего ребенка. Играйте вместе с ним в игры, развивающие свойства внимания.
  • Научите ребенка играть в шахматы и шашки (эти игры называют “шкалой внимания”).
  • Развивайте у ребенка наблюдательность (видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом).
  • Демонстрируйте в семейном кругу достижения ребенка по развитию его внимания.

Ведущий. Помните, в воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:

  • проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
  • постановки перед ребенком завышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.

Объясните своим детям, что внимательный человек не только заметит ошибку у себя в диктанте, но и не пропустит бумажки, лежащей на тротуаре, не оставит без внимания мамино плохое настроение или грустное выражение глаз сестры.

В завершение нашей встречи попрошу вас на листах, которые я вам сейчас раздам, оценить по пятибалльной системе: свое внимание; внимание вашего ребенка; родительское собрание.

Участники выполняют задание.

А теперь представители каждой рабочей группы по очереди продолжат фразу: “Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…”

Участники выполняют задание.

Подготовила Светлана ФОМИЧЕВА.