Психологический практикум “Современный подросток. Кто он?”

Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни человека. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике ребенка, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Подростковый возраст — период тяжелого кризиса в развитии личности. Главная его особенность — стремление к самостоятельности. Именно она накладывает отпечаток на все стороны личнос­ти, поведение, чувства.

Подросток — это уже не ребенок, но вместе с тем еще и не взрослый. Он не терпит ограничения его самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. По мнению педагога-психолога средней школы № 18 им. Евфросинии Полоцкой Полоцка Елены Николаевны Барковской, чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где мамы и папы не замечают взросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на маленьких. Поэтому очень важно своевременно оказывать психологическую помощь родителям в установлении эффективного межличностного общения с подростком. На это и направлен психологический практикум “Современный подросток. Кто он?”.

Ход практикума

1. Знакомство

Каждый участник группы (по кругу) встает, называет свое имя и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: “Доб­рый день!”, “Желаю всем узнать много нового и интересного!” и т.д. Вместо фразы можно использовать любой приветственный жест.

2. Упражнение “Портрет современного подростка”

Группа делится на 3—4 подгруппы. Каж­дой подгруппе выдается карточка “Портрет современного подростка”, на которой перечислен ряд психологических особенностей подросткового возраста. Члены подгрупп совместно выбирают черты, свойственные их детям, дополняют этот список и таким образом составляют обобщенный портрет. Затем проводится общее обсуждение.

Портрет современного подростка

Имеет высокие требования к себе.

Не понимает чувств и переживаний других людей.

Ощущает себя отверженным.

Имеет низкую самооценку.

Создает конфликтные ситуации.

Постоянно контролирует свое поведение.

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий.

Сваливает вину на других.

Часто спорит со взрослыми.

Кажется отрешенным, безразличным к окружающему.

Часто теряет контроль над собой, импульсивен.

Отказывается выполнять просьбы.

Самокритичен.

Не может адекватно оценить свое поведение.

Опасается вступать в новую деятельность.

Задает много вопросов, но редко дожидается ответов.

Чувствует себя беспомощным.

3. Мини-лекция “Роль родительско-детских отношений в развитии личности подростка”

В полноценном общении в семье нуждаются не только взрослые, но и дети. Семейное общение — один из основных факторов формирования личности ребенка. В родительском труде, как и во всяком другом, возможны ошибки, сомнения, временные неудачи, поражения. При сознательном, доб­росовестном отношении к этому труду они сменяются победами.

Семья — первая общественная среда ребенка. Личность родителей играет в ней существеннейшую роль. Не случайно к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные от чувств, рожденных другими эмоциональными связями. Связь между родителями и ребенком относится к наи­более сильным. Вместе с тем она внутренне конфликтна. Дети, взрослея, все более стремятся отдалиться от этой связи, чтобы приобрести собственный опыт, даже ценой определенных потерь. Родители же стараются как можно дольше ее удержать, чтобы уберечь детей от жизненных опасностей. Этот внутренний конфликт порождает множество проблем.

Буквально каждый день родители должны определять границы дистанции, существующей между ними и детьми. Иными словами, предоставлять сыну или дочери ту или иную меру самостоятельности, тонко учитывая и возраст ребенка, и приобретаемые им в ходе развития новые навыки, и его способности и возможности взаимодействовать с окружающим миром.

Первая и основная задача родителей — формирование у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в родительской любви. Поэтому главное требование к семейному воспитанию — это требование любви. Однако важно не только любить ребенка и руководствоваться любовью к нему в своих повседневных заботах и воспитательских усилиях, важно еще и помочь ребенку почувствовать: какие бы сложности и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношениях родителей между собой — его все равно любят и принимают.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, что уверенность ребенка в том, что его любят, приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Это категорически неверно. Все неблагоприятные личностные черты как раз и возникают при недостатке любви из-за эмоциональной дефицитарности. Глубокий постоянный психологический контакт — это универсальное требование к воспитанию ребенка любого возраста.

Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические характеристики? Главное в установлении такого диалога — это совместное устремление к единым целям, общее видение жизненных ситуаций, согласованность действий. Речь не об обязательном совпадении взглядов и оценок (чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно), речь о взаимопонимании при выборе пути к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним.

Таким образом, наиболее существенная характеристика воспитывающего диалогичного общения — равенство позиций ребенка и взрослого. Достичь этого в повседневном семейном общении весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого — это позиция над ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью — ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Тем не менее родителям необходимо постоянно стремиться к активизации роли ребенка в процессе воспитания. Для этого нужно научиться видеть мир глазами своих детей. Контакт с ребенком как высшее проявление любви к нему следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности.

И еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей.

Как выглядит принятие ребенка в повсе­дневном общении с ним? Прежде всего родители должны внимательно относиться к любым высказываемым в адрес детей оценкам. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства мам и пап стали привычными высказывания типа: “Вот бестолковый! Сколько раз нужно тебе объяснять!”, “Да зачем только я тебя на свет родила, упрямец, негодник!”, “Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!”. Каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает его уверенность в родительской любви. А ребенок должен быть уверен в любви своих мамы и папы независимо от его сегодняшних успехов и достижений. Формула истинной родительской любви, формула принятия не “Люб­лю, потому что ты хороший”, а “Люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой ты есть”.

Следует оценивать не личность ребенка, а его действия и поступки. Если постоянно называть ребенка недотепой, лентяем, грязнулей, наивно ожидать, что это заставит его изменить свое поведение. Самоконтроль родителей за негативными оценками в отношении ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за осуждением стоят недовольство отца или матери собственным поведением, раздражительность, усталость, возникшие совсем по другим поводам. Принятие дает возможность проникнуть в мир глубоко личностных переживаний растущего человека. Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность — таковы эмоции истинно любящих и принимающих своего ребенка родителей.

4. Упражнение “Обзывалки”

Участники передают по кругу мяч и при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов “А ты…”. Например: “А ты — морковка!”.

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: “А ты — моя радость!”.

В ходе обсуждения участники анализируют, что было легче: обзывать или хвалить? Подводя итоги, ведущий делает вывод: обидеть человека легче, чем искренне пожалеть и похвалить!

5. Анализ анкет учащихся

Ведущий знакомит родителей с результатами анкетирования подростков, которое было проведено при подготовке практикума, и подчеркивает, что в подростковом возрасте большая часть юношей и девушек ощущает потребность в доверительном общении со взрослыми. Основной смысл такого общения для подростков не в получении той или иной информации, а в поиске понимания, сочувствия, помощи в разрешении волнующих вопросов.

Анкета для старшеклассников

Ф.И. ____________________________

Класс ________________

1. Ощущаешь ли ты потребность в общении с взрослыми?

2. Чувствовал(а) ли ты когда-нибудь, что тебе легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?

3. Чье внимание для тебя важнее всего, независимо от того, как фактически понимает тебя этот человек?

4. С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?

5. Хотел(а) бы ты быть таким человеком, как твои родители?

6. Упражнение “Я-высказывания”

Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях, желаниях. Они возникают у нас как я-мысли (я хочу есть, я люблю это делать и т.д.). Однако в силу определенных традиций мы часто не решаемся прямо высказать свои желания, опасаясь, что нас могут счесть эгоистами, не знающими правил хорошего тона. Поэтому я-высказывания в разго­воре превращаются в ты-высказывания (вместо “я чувствую, что со мной поступают несправедливо”, мы говорим партнеру “ты плохой” и т.п.). Ты-высказыванием мы перекладываем ответственность на собеседника. Неумение превратить я-высказывание в ты-высказывание часто является одной из причин создания барьеров в общении. Под я-высказыванием мы будем понимать такой способ выражать словами свои чувства, мысли, переживания, которые являются альтернативными.

Родителям предлагается потренироваться в умении оформлять свои мысли и чувства в форме я-высказывания.

7. Обсуждение правил общения с подростком

Ведущий раздает каждому родителю бланк “Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростком”. Родители знакомятся с правилами и обсуждают волнующие их моменты.

Основные правила взаимодействия родителей с подростком

  • Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
  • Правила, ограничения, требования, запреты должны быть немногочисленными и гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе “закручивания гаек”, от авторитарного стиля общения.
  • Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (потребностями в движении, познании, общении со сверстниками, мнение которых они, как правило, уважают больше, чем мнение взрослых).
  • Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети начнут выбирать варианты, устраивающие их больше.
  • Тон, которым сообщаются требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
  • Наказание подростка за недостойное поведение будет правильным, если под­разумевает лишение провинившегося чего-то хорошего, а не делание ему чего-то плохого.

Важно помнить, что гораздо легче преду­предить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

8. Рефлексия

Ведущий благодарит за работу всех присутствующих и просит закончить фразы:

  • Теперь я знаю…
  • В вопросах общения с ребенком я буду…
  • Мне больше всего запомнилось…
  • Я нашел ответ на…

Подготовила Светлана ФОМИЧЕВА.
Фото из открытых источников интернета.