Работа с семьей была, есть и будет одним из важнейших, а также самых сложных направлений деятельности любого учреждения образования. Ведь без тесного взаимодействия педагогов и родителей ни учебные, ни воспитательные проблемы полноценно решены быть не могут. Поэтому так важно выбрать оптимальные формы этого взаимодействия.
Современные технологии позволяют педагогу-психологу значительно расширить поле своей деятельности, которая включает три направления: диагностику, консультирование, психолого-педагогическое просвещение. Как считает педагог-психолог высшей категории методист высшей категории РИПО Л.В.Астапович, диагностические методики должны служить информационной базой и для педагога-психолога при проведении индивидуального консультирования и групповых занятий, и для родителей, стремящихся к самообразованию и саморазвитию (например, анкета “Можете ли вы…”).
Анкета “Можете ли вы…”
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться сыном или дочерью?
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?
3. Признаться сыну (дочери) в ошибке, совершенной по отношению к нему (ней)?
4. Извиниться перед сыном (дочерью) в случае своей неправоты?
5. Владеть собой и сохранять самообладание, даже если его (ее) поступки вывели вас из себя?
6. Поставить себя на место сына (дочери)?
7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
8. Рассказать сыну (дочери) поучительный случай из своего детства, представляющий вас в невыгодном свете?
9. Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить вашего ребенка?
10. Пообещать сыну (дочери) за хорошее поведение исполнить его (ее) желание?
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать что желает и вести себя как хочет?
12. Не прореагировать, если ваш сын (дочь) ударил(а), толкнул(а) или незаслуженно обидел(а) другого человека?
13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что они вызваны прихотью?
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
А — могу и всегда так поступаю (3 балла);
Б — могу, но не всегда так поступаю (2 балла);
В — не могу (1 балл).
От 30 до 39 баллов: вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов: вы приверженец политики кнута и пряника.
Менее 16 баллов: вам не хватает знаний и желания воспитывать ребенка.
Диагностика в ходе взаимодействия с родителями хоть и относится к самостоятельному направлению, но используется как вступительная часть проводимого занятия. Например, при организации семинара-практикума “Стратегии семейного воспитания” вначале проводится анкетирование, далее родители самостоятельно обрабатывают результаты теста “Стратегии семейного воспитания”, оценивая свою собственную стратегию воспитания, затем организуется обсуждение результатов, и после этого следует практическая часть работы семинара. Таким образом, данный тест способствует психолого-педагогическому просвещению родителей.
Тест “Стратегии семейного воспитания”
Цель: показать родителям положительные и отрицательные стороны выбранного ими стиля воспитания.
Инструкция: из четырех вариантов ответов следует выбрать наиболее предпочтительный.
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека — наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что воспитывают своих родителей дети?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен(-сна).
В. Готов(а) с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумываюсь об этом.
3. Какие из
суждений о воспитании вы находите наи-
более удачными?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу).
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнест Лингуве).
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер).
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если просит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснять отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в такой ситуации.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за рамки разумного.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже теми способами, которые нам не по душе.
8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустите вы ее?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доведут. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Стиль поведения | Номера вопросов | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Общий | |
авторитарный | А | А | Г | В | Б | Б | Б | А | А | А | |
авторитетный | Б | В | В | Г | В | Г | А | Б | Г | Б | |
либеральный | В | Б | Б | Б | А | А | Г | В | В | В | |
индифферентный | Г | Г | А | А | Г | В | В | Г | Б | Г |
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладает один из типов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется их сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.
Авторитетный стиль. Вы осознаете важность своей роли в становлении личности ребенка, но и за ним признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Одной из наиболее эффективных форм работы с родителями выступают семейные гостиные. Для одних родителей это возможность высказаться, для других — послушать и сравнить, например, личностные проявления своего ребенка с личностными проявлениями его ровесников и в результате по-новому взглянуть на обсуждаемую проблему. В рамках семейной гостиной можно проводить занятия не только для родителей, но и для детей. Активные методы взаимодействия: ролевые и деловые игры, тренинг детско-родительских отношений, арт-терапия, сказкотерапия и т.д. — делают занятия динамичными и продуктивными.
Ролевая игра “Услышать ребенка”
В игре принимают участие четыре родителя, исполняющие роли подростка, его отца, матери, бабушки. Разыгрываемая ситуация: “Ребенок приходит из школы злой, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: “Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит — списал! Сказала завтра прийти с родителями к директору и т.д.”.
Родителям-актерам тихо даются следующие установки:
- “ребенок” злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.п.;
- “отец” демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.);
- “мать” выступает как гиперопекающий родитель (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем, обвиняет учителей в несправедливости и т.п.);
- “бабушка” демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (она в замешательстве, боясь оказаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах, не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы и т.п.).
Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отмечать наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.
В ходе ролевой игры психолог помогает участникам более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения.
Обсуждение ситуации начинается с обращения к “актерам”:
1. Что вы чувствуете сейчас?
2. Что вы чувствовали, исполняя свою роль?
3. Какие выводы для себя сделали?
“Актеры” анализируют свои чувства и формулируют выводы.
Психолог обращается к зрителям и предлагает им высказать свои наблюдения и заключения.
После обсуждения родителям предлагается ответить на вопросы:
1. Скажите, пожалуйста, был ли ребенок в нашей сценке выслушан и услышан.
2. Как вы думаете, каковы причины возникновения подобных ситуаций?
3. Какие чувства испытывал ребенок в представленной ситуации?
4. В каких словах и действиях родителей этот ребенок нуждался?
В заключение психолог знакомит участников с практическими приемами, позволяющими улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания.
Как правило, любое занятие в рамках психолого-педагогического просвещения родителей, в какой бы форме оно ни проводилось, всегда заканчивается рекомендациями психолога. Они могут быть устными или письменными — в виде специальных памяток. Например:
Дети учатся жить у жизни
- Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
- Если ребенка постоянно упрекают, он учится жить с чувством вины.
- Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
- Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
- Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
- Если ребенок воспитывается в безопасности, он учится верить в людей.
- Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
- Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится любить.
Подготовила Светлана ФОМИЧЕВА.