Внимательность — одна из основных предпосылок продуктивной учебы. Нередко именно из-за недостаточного уровня ее сформированности ребенку трудно учиться в школе. Такой ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. От класса к классу ему все труднее и труднее, так как все больше становится объем информации, требующей запоминания.
Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Его можно и нужно развивать. По мнению Елены Романовны Руселевич, учителя истории и обществоведения Дотишской средней школы Вороновского района Гродненской области, учащемуся необходимо помочь научиться самому управлять своим вниманием. Главными помощниками в этом должны стать родители. Поэтому задача педагогов — познакомить мам и пап учеников с методами и приемами, играми и упражнениями, направленными на развитие внимания у детей. Предлагаемая вашему вниманию разработка родительской гостиной направлена на то, чтобы показать родителям, как надо учить сына или дочь быть внимательным, сосредоточенным, пунктуальным. Ведь эти качества — залог успешной, эффективной учебы.
Цели:
- обратить внимание родителей на важность и значимость проблемы развития детского внимания;
- познакомить с методами и приемами развития внимания у детей;
- помочь освоить игры и упражнения на развитие внимания.
Оборудование: опросники; памятки с советами по развитию внимания; карточки с упражнениями; мультимедиапроектор; презентация; аудиозаписи; плакаты “Гений — это внимание. Не важно, кто это сказал, важно, что это так”; “Самому ребенку развить произвольные процессы трудно. И главными помощниками в этом могут стать мама и папа”; рефлексивные листы для родителей.
Ход родительской гостиной
Родители занимают места в зале согласно взятому на входе цветному жетону (красный, синий, зеленый, желтый, разноцветный), в результате чего образуется пять рабочих групп участников собрания.
Ведущий. Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с учебной деятельностью наших детей. Результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. Сегодня мы подробно рассмотрим один из этих процессов — внимание.
Как же помочь ребенку стать более внимательным? Что такое внимание? Заглянем в психологический словарь: “Внимание — это характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект”.
Внимание учащихся — одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В ходе обучения, воспитания, практической деятельности и общения у школьника развивается внимание разных видов, образуются устойчивые психические сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недоразвитостью внимания довольно часто объясняются не только трудности в усвоении знаний школьниками, но и проблемы в формировании их личности.
К сожалению, процесс обучения не всегда является увлекательным. Учебные задания от класса к классу содержат все больше сложной для усвоения информации, процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. Чтобы справиться со всем этим, нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.
Внимание — основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без участия внимания. М.Р.Битянова отмечает: “По-настоящему развивать внимание можно только “широким фронтом”, захватывая все психические процессы…”
Готовясь к этой встрече, мы попросили вас ответить на ряд вопросов.
Вопросы
1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения домашнего задания?
2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым?
3. Хотелось бы вам, чтобы ваш ребенок был более внимательным?
4. Что вы делаете для развития внимания у вашего ребенка?
Проанализировав ваши ответы, мы поняли, что в выборе темы для очередного родительского собрания не ошиблись.
А теперь прошу вас заполнить небольшую анкету. Вспомните, пожалуйста, и напишите, какие из нижеследующих проявлений вы замечали у своего ребенка.
Анкета
1. У ребенка часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.
2. Не может сидеть спокойно на месте, когда этого требует ситуация.
3. Легко отвлекается.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в других ситуациях (занятия в школе, экскурсии).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности, не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания.
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Много разговаривает.
11. Мешает другим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенной к нему речи.
13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома.
14. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.
Наличие восьми из перечисленных симптомов дает основания предположить, что у ребенка проявляется синдром дефицита внимания.
Признаки дефицита внимания:
- гиперактивность;
- невнимательность, несосредоточенность;
- импульсивность.
В работе как с гиперактивными, так и с гиперкинетическими детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения.
Причины нарушения внимания:
- органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция);
- асфиксия новорожденного;
- генетический фактор (синдром дефицита внимания может носить семейный характер);
- особенности центральной нервной системы человека;
- пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);
- социальные факторы (непоследовательность, несистематичность воспитательных воздействий и пр.).
Уважаемые родители, надеюсь, представленная информация поможет вам разобраться в причинах невнимательности своего ребенка. А сейчас перейдем к практическим действиям. Попрошу вас продолжить фразу: “Внимательный ребенок — это…”
Участники работают в группах, звучит спокойная музыка.
Внимание может быть:
- непроизвольным — человек не ставил цель что-то запомнить и не проявлял волевого усилия;
- произвольным — человек поставил цель и активно проявлял усилия;
- послепроизвольным — человек ставил цель это запомнить, но волевого усилия не проявлял.
Внимание — обязательный компонент любого психического процесса. Его важные свойства:
- концентрация (умение сосредоточиться на нужном объекте, способность вникнуть в проблему);
- устойчивость (умение длительно сосредоточиваться на одном объекте);
- распределение (одновременное внимание к двум или более объектам и одновременное выполнение действий с ними);
- переключение (перемещение внимания с постановкой новой задачи);
- объем (характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов).
Если целенаправленно развивать эти свойства, то у человека возникает привычка быть внимательным, причем даже при неблагоприятных условиях.
Сейчас каждая группа получит для обсуждения одно из свойств внимания, а потом попытается доказать, почему наличие этого свойства внимания у ребенка важно для учебы.
Варианты ответов родителей
- Высокая концентрация внимания способствует формированию наблюдательности, организованности.
- Хороший объем внимания облегчает процессы сравнения, анализа, обобщения, классификации.
- Устойчивое внимание дает возможность долго работать, не отвлекаясь.
- Рациональное распределение внимания позволяет ребенку продуктивно работать дома и на уроке, успешно справляясь с несколькими заданиями.
- Быстрое переключение внимания способствует легкому переходу от одного занятия к другому, а в конечном итоге помогает выполнить большой объем работы.
Ведущий. Таким образом, важно, чтобы ученик умел сосредоточить и удерживать свое внимание на изучаемом объекте, при необходимости быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой, рационально распределять его на разные виды деятельности.
Одна из главных проблем начальной школы — недостаточная развитость у детей произвольного внимания. Как показывает опыт, в семьях учеников этому уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание — это привычка, воспитывать которую должны родители. Если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений — это, как правило, приводит к несформированности произвольного внимания и, в итоге, навыков учебной деятельности.
Чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо прежде всего направить сознание наших детей на смысл и содержание этой деятельности, т.е. научить своего ребенка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать ее, быть внимательным.
Предлагаем вам, работая в группах, познакомиться с эффективными средствами развития внимания.
Каждой группе раздаются карточки с описанием упражнений и игр для развития внимания. В течение 10—15 минут участники знакомятся с их содержанием, а затем проигрывают 1—2 игры (или выполняют 1—2 упражнения) перед другими группами родителей.
Упражнения для развития внимания
1. Соберите рассыпанные буквы: акабос, ацисил, тёломас, агород, цяаз, алокш, ланеп и др. (Ответы: собака, лисица, самолёт, дорога, заяц, школа, пенал и др.)
2. Прочитайте ряд слов: крот, дзот, год, фронт, оплот, пилот, флот, оплот, поворот. Определите, каким по счету будет слово оплот? (Ответ: пятым и восьмым.)
3. Прослушайте внимательно текст и посчитайте количество слов в нем со звуком “п”.
Белый снег пушистый кружится, порхает и под ноги тихо-тихо оседает. Протяни ладошку — подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки! (Ответ: 6 слов.)
4. Найдите в тексте “спрятавшиеся” слова: долпраптекамтрьдрозд алжекарандаштмопрдятеллевшаноликлитма. (Ответы: дол, аптека, дрозд, карандаш, дятел, левша, нолик, лик.)
5. Осмотрите комнату и назовите в ней все предметы, которые начинаются со звука “к” (или “с”), имеют квадратную (круглую) форму.
Группы презентуют свою работу. После этого все родители приглашаются в круг. Ведущий проводит с ними игру “Не собьюсь”.
Игра “Не собьюсь”
Игроки начинают счет от 1 до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того игрок должен произнести какой-нибудь слог или хлопнуть в ладоши.
Ведущий. Заботясь о развитии внимания у своих детей, вы, уважаемые родители, сами должны быть внимательны к своему ребенку, его занятиям. Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать. Этому способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность: сбор камушков, грибов, ракушек, занятия мозаикой и работа с конструктором. Предлагаем памятки, которые помогут вам в занятиях с детьми дома.
Памятки “Как развивать внимание своего ребенка дома”
- Устраняйте во время занятий ребенка лишние раздражители (выключите компьютер, радио, телевизор и т.п.).
- Учите ребенка преодолевать трудности, возникающие из-за невнимательности.
- Развивайте интерес ребенка к целенаправленной деятельности.
- Делайте перерывы через каждые полчаса занятий с ребенком и переключайте его на другие виды деятельности.
- Тренируйте внимание своего ребенка. Играйте вместе с ним в игры, развивающие свойства внимания.
- Научите ребенка играть в шахматы и шашки (эти игры называют “шкалой внимания”).
- Развивайте у ребенка наблюдательность (видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом).
- Демонстрируйте в семейном кругу достижения ребенка по развитию его внимания.
Ведущий. Помните, в воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:
- проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
- постановки перед ребенком завышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.
Объясните своим детям, что внимательный человек не только заметит ошибку у себя в диктанте, но и не пропустит бумажки, лежащей на тротуаре, не оставит без внимания мамино плохое настроение или грустное выражение глаз сестры.
В завершение нашей встречи попрошу вас на листах, которые я вам сейчас раздам, оценить по пятибалльной системе: свое внимание; внимание вашего ребенка; родительское собрание.
Участники выполняют задание.
А теперь представители каждой рабочей группы по очереди продолжат фразу: “Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…”
Участники выполняют задание.
Подготовила Светлана ФОМИЧЕВА.