Как предупредить конфликт

В работе по профилактике суицидального поведения подростков особое значение имеет коррекция взаимоотношений в диадах “учитель — ученик” и “учитель — родитель”. По мнению педагога-психолога высшей категории лицея № 1 Бреста Е.И.Чигриной, грамотное общение классного руководителя с учениками и их родителями способствует созданию благоприятной психологической обстановки на уроках и во внеурочной деятельности, что напрямую связано с психическим самочувствием учащихся. Вместе с тем при ежедневном взаимодействии обойтись без конфликтных ситуаций вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильное разрешение напряженной ситуации может помочь людям понять друг друга, сблизить их, добиться серьезного воспитательного эффекта.

Профилактике суицидального поведения детей через грамотное реагирование взрослых на ситуацию конфликта посвящен семинар “Как предупредить конфликт”, который можно проводить как для учительской, так и для родительской аудитории.

Ход семинара

Ведущий. В зависимости от результатов разрешения конфликтных ситуаций их можно обозначить как деструктивные и конструктивные. Итог деструктивного конфликта — неудовлетворенность одной или обеих сторон, разрушение отношений, обида, непонимание. Итог конструктивного конфликта — удовлетворенность обеих сторон тем, как он разрешился, приобретение каждым участником чего-то ценного для себя.

Причины возникновения школьных конфликтов и способы их решения

Конфликт “Ученик — ученик”

Причины: борьба за авторитет, соперничество, обман, сплетни, оскорбление, обида, враждебность класса к любимым ученикам учителя, личная неприязнь одного ученика к другому, симпатия без взаимности, борьба за девочку (мальчика).

Способы разрешения 

Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя или родителей все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. И, конечно, лучше обойтись без давления на ребенка, без принуждения к публичным извинениям. Постарайтесь подвести конфликтующих ребят к самостоятельному поиску алгоритма разрешения ситуации. Конструктивное разрешение поможет им приобрести навыки, полезный жизненный опыт.

После разрешения конфликтной ситуации очень важно обсудить ее с участниками. Чаще всего агрессивно ведут себя ребята, не имеющие друзей и увлечений. Исправить ситуацию можно с помощью привлечения подростка в кружок или спортивную секцию — с учетом его интересов, конечно.

Конфликт “Учитель — родители ученика”

Причины: разные представления о средствах воспитания, недовольство родителей методами обучения педагога, личная неприязнь, мнение родителей, что педагог необоснованно занижает отметки ребенку.

Способы разрешения

При возникновении в школе конфликтной ситуации важно разобраться в ней спокойно и объективно. Но, к сожалению, чаще конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки и ищет их в поведении оппонента. Путь к согласию — открытый диалог учителя и родителей. Совместный анализ ситуации поможет прояснить общую цель, найти оптимальный выход из сложившегося положения и в итоге предотвратить подобные ситуации в будущем.

Конфликт “Учитель — ученик”

Причины: отсутствие единства в требованиях разных учителей, чрезмерное количество требований к ученику, непостоянство требований учителя, невыполнение требований самим учителем, неспособность учителя примириться с недостатками ученика, убежденность ученика в том, что его недооценивают.

Способы разрешения

Лучше всего разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Правильное поведение учителя — спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. В итоге ребенок “заражается” спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своем недовольстве можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что оно будет выполнено хорошо. Доброжелательное и справедливое отношение педагога к ученикам — залог здоровой атмосферы в классе, что значительно облегчает выполнение требований и рекомендаций учителя. К диалогу с конфликтным учеником стоит подготовиться заранее, продумать, что следует сказать именно этому ребенку. Важно не забывать: спокойный тон без негативных эмоций гораздо продуктивнее командного. Необходимо уметь слушать и слышать ребенка. Наказание следует продумать таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Успешность вмешательства взрослых в конфликты подростков зависит от их, взрослых, позиции. Таких позиций может быть как минимум четыре:

авторитарное вмешательство, т.е. подавление конфликта;

сохранение нейтралитета, т.е. стремление не замечать столкновений между подростками и не вмешиваться в них;

избегание участия в конфликте подростков: взрослый убежден, что сам факт конфликта в классе будет показателем его неудачи в воспитательной работе;

целесообразное вмешательство в конфликт: взрослый, опираясь на свое знание психологии подростков, анализирует причины возникновения конфликта и принимает решение либо подавить конфликт, либо дать ему развиться до определенного предела (такая позиция позволяет контролировать конфликт и управлять им).

Тактики посреднического поведения взрослых:

поочередное выслушивание участников конфликта;

сделка: посредник стремится организовать переговоры конфликтующих сторон, делая упор на принятие компромиссного решения;

челночная дипломатия: посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно “курсирует” между ними, обсуждая аспекты соглашения (так достигается компромисс);

давление на одного из участников конфликта: большую часть времени “третейский судья” посвящает работе с одним из участников конфликта, доказывая ошибочность его позиции (в конце концов, участник идет на уступки);

директивная тактика: акцентирование внимания оппонентов на слабых моментах в их позициях, на ошибочности их действий по отношению друг к другу с целью склонения сторон к примирению.

Взяв на себя роль посредника в разрешении конфликтной ситуации между подростками, взрослому целесообразно придерживаться следующих правил:

❒ старайтесь поставить себя на место каждой из конфликтующих сторон;

❒ не делайте поспешных выводов, дайте участникам время, чтобы осмыслить созданную ситуацию. Урегулирование конфликта — это решение вопроса “что делать?”, а не расследование по принципу “кто виноват?”;

❒ не давайте конфликту разрастись: проблема должна решаться в основном теми, кто ее создал;

❒ учтите: преодолеть конфликт помогает общее дело и постоянный контакт между партнерами;

❒ постарайтесь определить оптимальный момент для начала переговоров между участниками конфликта, а также “точки” доверия и уважения между участниками переговоров;

❒ анализируйте мнения самих участников конфликта, выслушивайте каждого с целью помочь найти компромисс путем определения общей позиции для оценок;

❒ помните: конфликт разрешим при твердой готовности обеих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела;

❒ старайтесь разрядить напряжение, разрешить межличностные противоречия по частям, шаг за шагом — это наиболее эффективно.

Очень надеюсь, что эта информация окажется вам полезной в сложных ситуациях. Более того, важно не только самим руководствоваться этими правилами, но и информировать о них подростков. Теперь попрошу желающих поделиться своим опытом разрешения конфликтов.

Участники рассказывают об используемых ими приемах снятия негативных эмоций и улаживания конфликтов.

Ведущий. Конфликты невозможно решать конструктивно без положительного взаимодействия. Для этого следует сформировать специальные навыки, которые позволяют предотвращать или успешно разрешать острые ситуации. Предлагаем выполнить несколько заданий.

Прочитайте и решите, можно назвать данную ситуацию конфликтом или нет. Обоснуйте ответ. Предложите свой вариант решения.

Ситуации для обсуждения

1. Андрей, Светлана и Ирина систематически переговаривались на уроке биологии, писали друг другу записки. Однажды учитель рассердился на них, накричал и выгнал из класса. Классный руководитель наказал ребят: в течение месяца ежедневно они должны были мыть доску.

2. Елена и Нина — подруги. На прошлой неделе девочки писали контрольную работу по физике и получили хорошие отметки. Елена думает, что Нина получила хорошую отметку потому, что она любимая ученица учителя. Нина утверждает, что она много занималась и честно заслужила свою отметку. Подруги спорят и кричат друг на друга.

3. Андрею нравится спортивная передача. Сейчас ее передают по радио онлайн, и он хочет ее послушать. Учитель дал самостоятельное задание учащимся. Через какое-то время он заметил, что Андрей не работает, а сидит с наушником в ухе и что-то слушает. Учитель сердится, отнимает у Андрея наушники и кричит: “Запрещаю тебе пользоваться мобильным телефоном в субботу и воскресенье”. Сегодня пятница.

4. Многие дети любят играть на школьном дворе поздно вечером. Недавно несколько бродячих собак покусали троих учеников. Теперь родители не разрешают детям играть на школьном дворе поздно вечером.

5. На школьном вечере ученики разделились на две группы. Максим — лидер в одной группе, Иван — в другой. Каждая группа смеется и веселится, но участники одной не обращают внимания на ребят из другой группы.

6. Антон — самоуверенный подросток, но не имеет незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет. Дома Андрей характеризует одноклассников с отрицательной стороны, рассказывает родителям об их недостатках, иногда придумывая или преувеличивая, высказывает недовольство учителями, жалуется, что многие педагоги занижают ему отметки. Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, и это еще больше портит отношения подростка с одноклассниками и учителями. Вулкан взрывается, когда мать в гневе является в школу и высказывает претензии учителям и администрации. Остудить ее гнев не удается никакими уговорами.

Ведущий. Закрепить знания, полученные на сегодняшнем занятии, вам поможет домашнее задание.

❒ Составьте список людей, с которыми вам приятно общаться. Опишите, почему вам приятно это общение.

❒ Составьте список людей, с которыми вам неприятно общаться. Проанализируйте, что именно вызывает у вас чувство неприязни.

❒ Подумайте, можно ли улучшить взаимоотношения с теми, кто вам неприятен.

❒ Запомните: мы никого не можем изменить, кроме самих себя. Проанализируйте причины, которые кроются в вас самих и не позволяют быть искренними, добиваться успеха в общении с теми, кто вам неприятен.


Оптимальное поведение при возникновении напряжения в общении:

❒ проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие;

❒ держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить лаконично, чуть медленнее, чем обычно;

❒ установить зрительный контакт с собеседником и стараться не терять его;

❒ дать собеседнику выговориться, не перебивая его;

❒ постараться, чтобы собеседник поверил, что вы понимаете его состояние (приблизиться, наклониться к нему);

❒ признать свою вину, если вы объективно виноваты;

❒ постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем он неправ;

❒ показать, что вы заинтересованы в решении проблемы собеседника, сотрудничестве с ним, что будете поддерживать его (если это не противоречит интересам дела);

❒ разделить с собеседником ответственность за решение проблемы, определить план будущего сотрудничества.

Продуктивные приемы сотрудничества в разрешении конфликта:

❒ доброжелательно поприветствовать собеседника;

❒ отвлечь его, переключить внимание на другую тему (например, сказать комплимент);

❒ предложить собеседнику сесть и самому сесть рядом, причем на расстоянии не более 0,5 метра;

❒ сказать о своем самочувствии, состоянии, которое вызвали слова оппонента, если его статус выше, позиция сильнее, чем у вас;

❒ отметить вслух состояние, самочувствие собеседника, если его статус ниже, позиция слабее, чем у вас;

❒ обратиться к фактам, которые могут подтвердить объективность вашей позиции;

❒ признать свою вину, если она есть;

❒ признать правоту оппонента в тех пунктах, где он несомненно прав;

❒ дать понять собеседнику, что вы осознаете, насколько важен вопрос, который он поднимает;

❒ показать, что вы заинтересованы в решении проблемы;

❒ подчеркнуть общность ваших с собеседником интересов, целей, задач;

❒ разделить с ним ответственность за решение проблемы;

❒ подчеркнуть, что вы доверяете собеседнику;

❒ подчеркнуть лучшие качества, сильные стороны оппонента;

❒ подчеркнуть значимость места собеседника в группе, уважительное отношение к нему со стороны других ее членов;

❒ попросить у собеседника совет, как вам обоим поступить, чтобы он сам справился с ситуацией;

❒ обещать поддержку, если это не противоречит вашим принципам и интересам дела.

Подготовила  Светлана ФОМИЧЕВА.