Семья, воспитывающая ребенка, формирует будущую семью этого ребенка. Потому что именно родительская семья обеспечивает социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность молодого человека к семейной жизни.
К сожалению, представления многих современных юношей и девушек о семейной жизни далеки от реальности, а в результате любовь, которая ведет к созданию семьи, быстро меркнет на фоне быта, так как не подкреплена обеспечивающими гармонию брака качествами: ответственностью за себя и тем более за другого человека, умением ограничивать свои личные потребности и управлять ими, самодисциплиной (“надо” важнее, чем “хочу”). По мнению Л.В.Астапович, заведующего центром профессиональной и социальной реабилитации Минского государственного колледжа электроники, одна из основных причин отсутствия этих качеств у молодых людей — недостаточность объема знаний и представлений о семейно-брачных отношениях, потому что у родителей, воспитывающих будущих невест и женихов, также нет должного представления о том, что лежит в основе крепкой семьи.

Проблемы молодых людей (в большинстве девушек), касающиеся общения с противоположным полом и сохранения собственного репродуктивного здоровья, как правило, связаны с тем, что родители не уделяют необходимого внимания воспитанию семейной готовности у своих дочерей и сыновей. Такую ситуацию многие родители объясняют следующими причинами: “Как-то не задумывались над этим, главное — накормить и одеть”, “Нас особо тоже никто этому не учил”, “Нет времени…”. А ведь времени-то особо и не надо! Главное тут — личный пример семьянина.
С целью повышения ответственности учащихся за создание будущей семьи, профилактики семейных конфликтов, обучения основам рационального ведения домашнего хозяйства было разработано занятие психологической гостиной “Молодая семья: любовь и быт”, в котором принимают участие родители подростков.
Мнение отцов и матерей по некоторым рассматриваемым вопросам (проблемы быта, распределение домашних обязанностей между супругами, домашние обязанности детей и т.д.) имеет очень большое значение для дальнейшей работы с ребятами. Ведь сегодня, как правило, темы любви, разрешения конфликтных ситуаций, воспитания не часто обсуждаются между родителями и детьми, а проблема организации домашнего быта часто трансформируется в вопрос: “Кто это будет делать, я что ли?..”
Проведение данного занятия требует от педагога-психолога или педагога социального предельных корректности и такта в отношении родителей учащихся, так как стремление последних настоять на своем мнении бывает очень сильным. Педагог берет на себя основную нагрузку координатора, и от него напрямую зависит, каким окажется итог.
Предложенная вашему вниманию разработка может использоваться педагогами и для проведения тематического воспитательного часа.
Материалы для работы: листы формата А1, А4, А5; маркеры, фломастеры; степлер; бланки методики “Неоконченное предложение”; коробка для “почтового ящика”.
Ведущий. Ребята, хотели бы вы иметь крепкую, счастливую семью? А вы, уважаемые родители, хотели бы, чтобы ваши дети имели крепкую и счастливую семью? Как вы думаете, что для этого необходимо? (Учащиеся и родители отвечают на вопросы. В числе условий, необходимых для создания счастливой семьи, называется любовь супругов друг к другу.)
Ведущий. Действительно, подавляющее большинство супружеских пар заключают брак по любви. Почему же тогда, по вашему мнению, до 60% современных браков распадаются? (Учащиеся и родители высказывают свои предположения о причинах разводов. Одной из них обычно называют неспособность супругов совместно решать бытовые проблемы. Поэтому ведущий предлагает участникам выполнить упражнение “Дела и обязанности”.)
Упражнение 1. “Дела и обязанности”
Ведущий. Давайте попробуем смоделировать бытовые проблемы молодой семьи. Для этого поработаем в группах.
(Участники делятся на две группы: группу учащихся и группу родителей. Каждая группа получает задание составить список домашних дел и обязанностей в семье и распределить их между мужем и женой.)
Примерный список дел: походы в магазин; уборка квартиры; мытье посуды; приготовление еды; глаженье белья; починка одежды и обуви; мелкий ремонт; оплата коммунальных услуг.
После того как группы составят свои списки, происходит обсуждение. В ходе его будут возникать противоречия, которые следует обсудить более подробно.
Примечание. Перед началом работы групп ведущий может рассказать, как проблема распределения домашней работы решалась в семьях наших предков и как решается в современных; о рациональном распределении домашних дел в соответствии с физиологическими и психологическими особенностями полов; об энергозатратах на различные виды домашней работы.
Ведущий. А сейчас, после нашего обсуждения, предлагаю вам сформулировать правила распределения домашних обязанностей.
(Учащиеся и родители работают в группах, записывая на листах формата А1 предлагаемые правила. По окончании работы листы вывешиваются на доске, каждая группа представляет свои правила, аргументируя их, затем все предложения обсуждаются. В процессе обсуждения вычеркивают те из правил, с которыми не согласны обе группы. В итоге в списке должны остаться правила, принятые обеими группами.)
Возможные правила
- В семье не должно быть чисто женских и чисто мужских дел.
- Многие домашние дела следует выполнять вместе.
- Домашние обязанности должны распределяться справедливо.
- Никто из супругов не должен пытаться переложить часть дел на другого, за семейное благополучие отвечают оба.
- В целях взаимозаменяемости и взаимоподдержки в семье каждый из супругов должен уметь выполнять все виды домашней работы.
(После обсуждения полученных результатов ведущий предлагает новое упражнение.)
Упражнение 2. “Тяжелый труд”
Ведущий. Некоторые родители говорят о своих детях: “Еще успеет наработаться — жизнь длинная, пусть сейчас нагуляется”, — и освобождают их от всех домашних дел. Как вы считаете, пользу или вред приносят такие папы и мамы своему ребенку?
(Участники работают в группах. Их задача — определить положительные и отрицательные последствия обозначенной позиции. Представитель от каждой группы выписывает результаты работы группы на доске в две колонки: “Плюсы” и “Минусы”. Полученные результаты обсуждаются. Участники коллективно формулируют вывод о необходимости формирования у молодого человека ответственного отношения к домашним обязанностям.)
Возможные вопросы педагога участникам
- В чем должна состоять бытовая подготовка к будущей семейной жизни?
- От чего зависит степень тяжести домашних дел?
- К чему может привести нежелание участвовать в организации совместного быта одного из членов семьи?
Упражнение 3. “Мои домашние заботы”
Ведущий. Ребята, попробуйте проверить свою практическую готовность к семейной жизни. Родители, попробуйте проверить свои практические навыки, используя составленный совместно список домашних дел, оцените свои умения и навыки: 0 баллов — не умею; 1 балл — умею плохо; 2 балла — выполняю хорошо. Подсчитайте средний балл, и вы получите уровень своей практической готовности к самостоятельной семейной жизни.
(Задание выполняется каждым участником индивидуально. Общий балл большой роли не играет, главное, что в процессе расстановки баллов происходит рефлексия и самоанализ. Результаты не обсуждаются.)
Ведущий. Очевидно, что ведению домашнего хозяйства, организации быта, как и всему в жизни, надо учиться. Где молодые люди могут научиться домашним делам?
(Участники высказывают свое мнение. В итоге обсуждения формулируется коллективный вывод, что качественно и рационально выполнять домашнюю работу дети и подростки должны учиться в семье.)
Ведущий. Дорогие ребята! Получается, когда родители требуют от вас, чтобы вы взяли на себя часть дел по дому, они хотят не избавиться от домашней работы за ваш счет, а подготовить вас к семейной жизни. Предлагаю проверить, насколько серьезно ваши мамы и папы готовят вас к будущей семейной жизни. Работая со списком домашних дел, отметьте, какие дела и насколько часто вам приходится выполнять: 0 баллов — никогда, 1 балл — иногда, 2 балла — регулярно. Подсчитайте средний балл.
А вы, уважаемые родители, поработайте со списком домашних дел и отметьте, какие дела и насколько часто вы поручаете своим детям: 0 баллов — не поручаю; 1 балл — иногда; 2 балла — регулярно.
(Задание каждый участник выполняет индивидуально.)
Упражнение 4. “Подготовка к будущему”
Ведущий. В качестве подведения итогов занятия предлагаю вам подумать, о чем же необходимо помнить молодым супругам, чтобы их любовная лодка не разбилась о быт.
(Участники объединяются и совместно формулируют основные условия создания гармоничных отношений в семье, рациональные подходы к организации семейного быта. Результатом работы может стать импровизированная книжка-путеводитель “Молодой семье на заметку”.)
Возможные варианты списка условий создания гармоничной семьи:
- готовность каждого из супругов брать на себя ответственность за быт семьи;
- умение выполнять важнейшие бытовые дела;
- способность договариваться.
Упражнение 5. “Незаконченное предложение”
Ведущий. Перед вами 6 незаконченных предложений, которые нужно продолжить. Долго задумываться над продолжениями не надо, пишите первое, что придет в голову. “Правильных” и “неправильных” ответов здесь нет.
Текст заданий, предлагаемый учащимся:
1. Я выйду замуж (женюсь), когда…
2. Люди вступают в брак, потому что…
3. Своя семья даст мне возможность…
4. Самое сложное в браке…
5. а) Я хочу вступить в брак, потому что…
б) Я не хочу вступать в брак, потому что…
6. В семье все меняется, когда появляются дети, потому что…
Текст заданий, предлагаемый родителям:
1. Я вышла замуж (женился), когда…
2. Люди вступают в брак, потому что…
3. Своя семья дает мне возможность…
4. Самое сложное в браке…
5. Моя семья — это…
6. В семье все меняется, когда появляются дети, потому что…
(Результаты опроса сверяют, листы с ответами учащихся остаются у педагога, листы со своими ответами родители забирают с собой.)
Подготовила Светлана ФОМИЧЕВА.