Семейные ценности — это обобщенные представления человека о должном и значимом в сфере семейных отношений, воздействующие на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.
По мнению доцента кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности БГПУ им. Максима Танка кандидата психологических наук Светланы Анатольевны Месникович, особую важность представления о семейных ценностях приобретают в подростково-юношеский период. Молодые люди в этом возрасте по-новому стараются осмыслить окружающую действительность, ориентированы на проверку существующих правил и норм.
Несмотря на заметно возросшую сепарацию подростка от родителей и превалирование авторитета сверстников, отношения в семье остаются для него значимой сферой жизни. Взрослеющие люди начинают проявлять интерес к особенностям семейных взаимоотношений. Но поскольку эти знания не даются им в готовом виде, как, например, правила поведения в школе, подростки могут сделать ошибочные заключения. Старшеклассники хотят сами убедиться в правильности моральных норм и общественных ценностей. Поэтому свою жизнь и жизнь окружающих они рассматривают как сферу проверки истинности социальных знаний. “Из факторов социализации самым важным была и остается родительская семья, влияние которой человек испытывает раньше всего, — пишет известный социолог и философ И.С.Кун. — Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, на ребенка действует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект от этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом”. Если семейные ценности провозглашаются лишь формально, а их смысл неясен для молодого человека, то такие сентенции молодым человеком не воспринимаются.
Рекомендации учителям
* Оказывайте содействие родителям в повышении культуры семейного воспитания, в расширении знаний о путях формирования у детей и подростков адекватных представлений о семейных ценностях и традициях.
* Обучайте старшеклассников принципам партнерского взаимодействия, ведь совместная деятельность и внутрисемейное общение — источник семейного самосознания.
* Информируйте семьи о возможностях социально-психологической службы учреждений образования.
* Оказывайте ученикам и их родителям помощь в организации семейного досуга. Придумайте и проведите совместно с родителями мероприятия, способствующие формированию представлений о семейных ценностях и укреплению семейных традиций.
* Способствуйте актуализации у школьников чувства гордости за свою семью.
Формирование адекватного представления о семейных ценностях может быть осуществлено только при соблюдении определенных требований:
- Семейные ценности должны образовывать целостную систему, быть согласованы между собой и непротиворечивы.
- Семейная ценность должна быть связана с удовлетворением личных потребностей подростка в рамках семьи, например, с реализацией потребности в любви, в переживании общих радостей, в понимании, общении.
- Осознанное принятие семейной ценности молодым человеком возможно лишь в том случае, если он видит в ней личностный смысл (“что значит ценность лично для меня”).
- Семейные ценности должны быть ориентированы на обеспечение удовлетворения потребностей всех членов семьи, а не только подростка.
Изучению представлений современных молодых людей о семейных ценностях и семейных традициях было посвящено исследование, проведенное в одной из школ Московского района Минска, а также на младших курсах филологического и исторического факультетов БГПУ им. Максима Танка. Контент-анализ письменных ответов респондентов показал наибольшую частотность в обеих выборках следующих ценностей: взаимопонимание, уважение, любовь, забота, поддержка, взаимопомощь, теплые взаимоотношения, честность, дети, здоровье членов семьи.
К семейным ценностям школьники отнесли и такие: совместная радость, отдельное жилье, любовь родителей друг к другу, компромиссы, мама, гармония, совместные воспоминания. Между тем 15% школьников признались: “Не знаю, что такое семейные ценности”. И это свидетельствует о необходимости целенаправленной работы со старшеклассниками по формированию представлений о семейных ценностях.
Студенты к семейным ценностям причисляют следующие: терпение, гордость за членов семьи, собрание фонда личной библиотеки, радость за успехи членов семьи. В отличие от школьников студенты в качестве семейных ценностей назвали, кроме прочего, традиции, реликвии, правила.
Слагаемые семейного самосознания
Результаты проведенного исследования подтвердили, что необходимым условием воспитания у молодых людей уважения к семейным ценностям является развитие у них семейного самосознания.
По определению О.А.Карабанова, семейное самосознание — это согласованный образ семьи, разделяемые всеми ее членами представления о семейных ценностях, нормах, традициях и правилах, о целесообразности того или иного образа жизни, распределении ролей между домочадцами и др. Важным компонентом семейного самосознания является семейная история, воплощенная в семейной родословной, семейной биографии, семейных реликвиях, фотографиях, семейном имени.
Рассказывая детям-старшеклассникам семейную биографию (история создания или распада семьи, повествование о важных семейных событиях), родители одновременно транслируют свои представления о семье. Эти представления и становятся основой для формирования семейных ценностей у детей. Важную смысловую нагрузку несут в себе семейные реликвии. Они имеют особую историю, включенную в историю семьи. Психологическое значение передачи реликвий по наследству, из рук в руки, — в укреплении семьи, в утверждении особой миссии ее члена, получающего реликвию (ответственность за благополучие семьи, сохранение и продолжение ее традиций).
Важная роль в формировании представлений о семейных ценностях принадлежит семейным фотографиям. Они четко структурируют временную ретроспективу, запечатлевают моменты счастья, воспроизводят идеальный образ семьи.
В некоторых семьях символом принадлежности к одному роду служит семейное имя: дети из поколения в поколение нарекаются именами родственников. Такой обычай отражает стремление закрепить в роду фамильные черты, ассоциированные с определенным именем, подтвердить близость и единство членов семьи, связь поколений.
Все эти факторы — при условии гармоничного развития семьи — способствуют формированию адекватного семейного самосознания, отражающего характер взаимоотношений между представителями одного рода, их согласованное ролевое поведение, ценности и стиль жизни.
Самый надежный способ профилактики семейных дисфункций — укрепление здоровых семейных традиций. Традиции — это исторически сложившиеся способы воспроизведения определенных правил, норм поведения и отношений. Семейные традиции представляют собой форму хранения опыта нескольких поколений, являются символами ценностей, выработанных социумом, приучают человека уважать эти ценности. Наличие позитивных, соотнесенных с личными потребностями членов семьи и осознанно принятых семейных традиций дает человеку ощущение стабильности и безопасности, рождает гордость за свою семью, служит источником для переживания коллективной радости, повышает самооценку.
Согласно результатам нашего исследования, к семейным традициям и школьники, и студенты относят (в порядке убывания): семейные праздники, значимые даты; совместное времяпрепровождение; совместные поездки; совместные обеды (ужины); семейный совет; вечерние беседы. Наиболее часто респонденты упоминают в своих ответах семейные праздники, значимые даты. Содержательное наполнение этих понятий представлено такими праздниками, как дни рождения членов семьи, Новый год, годовщина свадьбы родителей, религиозные праздники (Пасха, Рождество и т.д.), 8 Марта, 23 февраля, День города.
Рекомендации родителям
* Практикуйте совместные с детьми обсуждения семейных проблем и планов семьи, введите в практику вынесение наиболее важных вопросов на семейные советы, помните об объединяющем потенциале совместного труда.
* Рассказывайте подростку об истории своей семьи, об особенностях вашего рода, о происхождении семейных реликвий. Просматривайте вместе семейные фотографии.
* Включайте сына (дочь) в процесс сохранения, создания и укрепления семейных традиций.
* Оказывайте подросткам содействие в формировании адекватной самооценки, самоуважения, навыков общения.
* Демонстрируйте на личном примере почитание семейных ценностей и традиций, уважение к старшим членам семьи.
На втором месте — “совместное времяпрепровождение” (“времяпрепровождение в кругу семьи”, “побыть вместе с родителями”, “почаще собираться вместе”, “посидеть рядом, поговорить”). Это свидетельствует о важности для молодых людей не только целевого общения между членами семьи, но и просто нахождения в едином пространстве с родственниками, переживания непосредственной близости с ними.
Примечательно, что в категории “совместные поездки”, занявшей третье место по частоте упоминаний (и включившей путешествия, экскурсии, поездки на природу и др.), многие особо выделили поездку к бабушке. Последнее, на наш взгляд, свидетельствует о важности для современных молодых людей общения с представителями старшего поколения их рода. По данным Г.Крайг, бабушки и дедушки являются символом стабильности как для внуков, так и для их родителей, а в некоторых случаях могут служить сдерживающим фактором при распаде брака. Самые старшие члены семьи способны создать у самых младших ощущение преемственности поколений и единства семьи, передавая внукам семейное наследие и традиции.
На четвертом месте при обработке анкет оказались “совместные обеды (ужины)”. Ответы респондентов содержали как простую констатацию факта трапезы, так и описание ритуалов, предшествующих ей или сопровождающих ее: совместное приготовление пищи, особая сервировка стола и т.д.
Пятое и шестое место заняли “семейный совет” и “вечерние беседы”. И это свидетельство того, что для старшеклассников и студентов важно, чтобы их мнение учитывалось родителями, чтобы с их взглядами считались, чтобы их внутренним миром интересовались.
Ответы на вопрос “Для чего нужны семейные традиции?” в обеих выборках расположились следующим образом: “для сплочения семьи”; “для передачи культурных ценностей”; “чтобы семья не распалась”; “чтобы помнить предков”; “для радости и счастья”; “для ощущения своей принадлежности роду”; “для духовного и душевного сближения родителей и детей”.
На размышления наводят признания респондентов о таких “традициях” своих семей, как, например: “ссориться по субботам”, “выяснять отношения в присутствии детей” и др. Эти фразы свидетельствуют о том психологическом дискомфорте, который испытывают дети из конфликтных семей, о тоске авторов этих строк по домашнему теплу, душевному покою, по настоящим семейным традициям.
И наоборот, искреннюю радость испытываешь при сообщении респондентов о таких семейных традициях, как “посещать всей семьей храм в воскресенье”, “привозить сувениры из поездок”, “заготавливать вместе лекарственные растения”, “ездить к бабушке копать картошку”, “убирать всей семьей квартиру в выходные дни” и др.
В общем же результаты проведенного исследования показали необходимость педагогического участия в формировании у детей и подростков адекватных представлений о семейных ценностях, а также психолого-педагогического содействия родителям по созданию семейных традиций.
Формирование у детей и подростков адекватных представлений о семейных ценностях и значении семейных традиций способствует возникновению у них широкого социального интереса, воспитанию стойких нравственных убеждений, стимулирует уважительное отношение к своему роду и к себе самим.
Подготовила Светлана ФОМИЧЕВА.
Фото из открытых источников интернета.