Сегодня практически у каждого подростка есть школьные и социальные трудности, но, как правило, в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Отношения со сверстниками воспринимаются взрослеющим человеком как очень важное и личностное. Вместе с тем ребята испытывают и потребность в доверительном общении с взрослыми.
По мнению педагога социального средней школы № 2 Борисова Алины Леонидовны Денисенко, подростки, которым не хватает родительского внимания и тепла, испытывают в общении серьезные трудности. У учащихся средних и старших классов эмоциональные нарушения чаще всего возникают вследствие нарушения межличностных отношений с взрослыми и сверстниками. Это ведет к повышению у подростков неуверенности в себе, к формированию личностной тревожности.
На коррекцию эмоционально-личностной сферы учащихся и развитие у них навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми направлено занятие с элементами тренинга.
Ход занятия
❒ Упражнение “Знакомство”
Ведущий. Добрый день, друзья! Давайте встанем в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и рассказать о себе: может быть, о том, что лучше всего получается, или о том, чем любите заниматься в свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите сообщить своим товарищам.
Участники обдумывают самопредставление.
Ход игры. Ведущий зажимает свободный конец нити в руке и бросает кому-то из участников. Участник быстро произносит фразу, например: “Меня зовут Сергей, я люблю играть в футбол”. Затем он бросает клубок следующему участнику. И так далее по кругу. Таким образом, все ребята оказываются связанными одной нитью — своего рода паутиной.
Ведущий. Как вы думаете, друзья, почему мы сплели такую паутину? Участники высказывают свои предположения. После короткого обсуждения паутина распутывается. Для этого каждый участник должен вернуть клубок предыдущему, называя его по имени и пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к ведущему.
❒ Упражнение “Постройтесь по росту!”
Ведущий. Встаньте, пожалуйста, тесно в круг и внимательно посмотрите друг на друга. А теперь постройтесь по росту.
Когда участники выполнят задание, ведущий обсуждает с ними, сложно ли им было сделать это, как они себя чувствовали.
Примечание: у этого упражнения могут быть варианты. Можно дать участникам задание построиться по цвету глаз, волос и т.д.
❒ Упражнение “Скажи о себе что-нибудь хорошее”
Ведущий. У меня в руках стопки карточек. На каждой написано незаконченное предложение. Предлагаю вам по очереди вытаскивать карточки и заканчивать вслух доставшееся предложение.
Варианты незаконченных предложений
✓ Мне нравится, что я… (умный, ношу модные джинсы, быстро бегаю и др.).
✓ Вчера я сделал хорошее дело… (убрал в комнате, выполнил задание родителей, помыл посуду и др.).
✓ У меня есть такое хорошее качество, как… (доброжелательность, дружелюбие, умение постоять за себя, доброта и др.).
✓ Меня можно похвалить за то, что я… (не плачу, помогаю родным, умею беречь время и др.).
✓ Я люблю… (вязать, читать книги, гулять, играть в компьютерные игры и др.).
✓ Я люблю себя за то, что я… (добрый, вежливый, умный и др.).
✓ Я расскажу вам о своем хорошем поступке. Однажды я… (защитил друга, помог старушке, помирил одноклассников и др.).
Ведущий. А теперь попрошу каждого ответить на вопрос: “Как я чувствовал себя, говоря о своих положительных качествах?”
❒ Упражнение “Спрятанные проблемы”
Ведущий. Предлагаю вам нарисовать или написать на листке то, что вас тревожит.
Участники выполняют задание.
Ведущий. Обратите внимание на волшебную коробку на нашем столе. Предлагаю вам положить листочки в коробку и рассказать всем, что бы вы хотели сделать с изображениями ваших тревог или письменными рассказами о них: выбросить, порвать, смять и т.д.
❒ Упражнение “Комплименты”
Ведущий. Давайте подумаем, за что мы могли бы похвалить друг друга, и скажем друг другу комплименты. Я беру мяч и бросаю его любому из вас, называю его по имени и выражаю ему свою похвалу, например: “Наташа, мне понравилось, как здорово ты сегодня выглядишь”. За время игры мяч должен побывать у каждого из участников.
Участники выполняют задание. Ведущий организует обсуждение, какие были затруднения при выборе комплимента.
❒ Упражнение “Ладошки”
Ведущий. Перед вами лист ватмана. Предлагаю каждому оставить на нем изображение своей ладони — обвести и подписать. Далее каждый участник с закрытыми глазами ставит указку на ватман. Ладошку, которая оказалась ближе всего к указке, необходимо раскрасить. При этом цвет выбирается тот, который наиболее соответствует его представлению об авторе изображения.
❒ Упражнение “Напиши вопрос”
Ведущий. В жизни нам очень часто приходится сталкиваться с разного рода вопросами. Но, как вы сами знаете, не всегда легко на них отвечать. Предлагаю на карточках написать вопрос, на который вам совсем не хотелось бы отвечать. Причины нежелания могут быть разными: незнание ответа, несвоевременность вопроса, нежелание сообщать ту или иную информацию и т.д.
Участники выполняют задание и опускают карточки в коробку. Ведущий перемешивает карточки.
Ведущий. Попрошу каждого вытащить одну из карточек и ответить на содержащийся в ней вопрос. На ознакомление с вопросом и продумывание ответа — пять минут.
Участники выполняют задание. По окончании упражнения ведущий предоставляет им возможность поделиться своими впечатлениями. Как правило, кто-то признается, что наконец понял, в чем его проблема, кто-то — что и сам именно этот ответ предполагал, а услышав его из уст другого, убедился в своей правоте; кто-то — что у него ушло беспокойство по поводу сложности вопроса, потому что ответ достаточно прост.
❒ Упражнение “Метафора”
Ведущий. У меня в руках стопка карточек. На каждой — имя одного из членов нашей группы. Вы будете вытаскивать карточки и придумывать метафоры, которые должны помочь остальным участникам угадать, чье имя на ней обозначено.
Участники выполняют задание. Ведущий предлагает рассказать о трудностях, которые ребята испытали при поиске ассоциаций.
❒ Упражнение “Подарки друзьям”
Ведущий. Все любят получать подарки. И сейчас мы будем дарить друг другу подарки, очень нужные, но необычные. Первым дарителем буду я и начну с…
Свой подарок ведущий может вручить наиболее тревожному подростку. Например: “Я хочу подарить Кате шкатулку. В ней она найдет смелость, которая ей очень пригодится”. При этих словах ведущий бросает Кате мяч. После этого дети по кругу (или по желанию) дарят друг другу подарки. Заканчивается игра аплодисментами.
❒ Упражнение “Моя мечта”
Ведущий. И снова я раздам вам карточки. Напишите, пожалуйста, на них то, о чем вы мечтаете, и опустите карточки в коробку. Далее подходите по очереди к коробке, доставайте любую карточку и рассказывайте о мечте, изложенной на карточке, как о своей собственной. Это поможет каждому из вас взглянуть на свою мечту со стороны и оценить возможности ее осуществления.
❒ Упражнение “Рисуем чувства”
Ведущий. Каждая из этих карточек содержит название какого-либо чувства (любовь, печаль, гнев, удовольствие, восхищение, ненависть, восторг). Ваша задача — представить чувство, обозначенное на карточке, в виде рисунка. Время на выполнение задания — 20 минут.
Участники выполняют задание и отвечают, какие чувства было труднее всего нарисовать.
❒ Ритуал прощания “Спасибо за прекрасный день!”
Ведущий. Поучимся выражать свои чувства. Встаньте, пожалуйста, в общий круг. Предлагаю вам поучаствовать в небольшой церемонии. Один из вас становится в центр круга, следующий участник подходит к нему, пожимает руку и произносит: “Спасибо за приятный день!” Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: “Спасибо за приятный день!”
Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединяется последний участник, круг замыкается. Завершается церемония крепким троекратным пожатием рук.
❒ Рефлексия
Ведущий. В заключение предлагаю ответить на вопросы:
✓ Что тебе понравилось на нашем занятии?
✓ Что тебе не понравилось?
✓ Изменился(ась) ли ты (как человек, как личность) за время занятий?
✓ Если изменился(ась), то что с тобой произошло?
✓ Кто из ребят, с твоей точки зрения, изменился больше всего?
Участники отвечают на вопросы.
Подготовила Светлана ФОМИЧЕВА.
Фото из открытых источников интернета.