Сегодня и педагогов, и родителей беспокоит тот факт, что многие подростки эмоционально отдаляются от семьи. И, к сожалению, далеко не всегда их мамы и папы готовы самостоятельно решить эту сложную психолого-педагогическую задачу. А ведь от успешности ее решения напрямую зависит и психическое, и физическое здоровье наших детей. Следовательно, современной семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. По мнению А.Л.Денисенко, педагога социального высшей категории средней школы № 2 Борисова, только в процессе последовательного и постоянного взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблемы развития личности школьников, укрепления их психического и физического здоровья.
Создание условий для конструктивного диалога родителей и детей, выработка общей позиции по многим важным вопросам, оздоровление внутрисемейных отношений — цель родительской гостиной “Шаги навстречу друг другу”.
Подготовительная работа:
- проведение анкетирования детей (выяснение уровня тревожности, блиц-опрос) и родителей (выяснение стилей семейных отношений, блиц-опрос).
- изготовление приглашений для родителей и детей.
Ход мероприятия
(Каждый участник получает бедж в виде следа, на котором пишет свое имя.)
Ведущий. Сегодня мы собрались для того, чтобы вместе сделать несколько шагов навстречу друг другу, получше узнать друг друга: кто чем любит заниматься, чем гордится и т. д. Не правда ли, с какого-то периода вам стало казаться, что вы хуже стали понимать друг друга? Такое впечатление, что родители находятся на одном полюсе, а их повзрослевшие дети-подростки — на другом. Давайте же попробуем сделать несколько шагов навстречу друг другу, ведь обеим сторонам, бесспорно, хочется, чтобы в доме царил мир и гармония, чтобы это было то место, где тебя принимают таким, какой ты есть.
Разминка “Ассоциации”
Ведущий. Назовем исходное слово — “семья”. Кто-то из вас должен предложить ассоциацию, которую вызывает у него это слово, следующий — ассоциацию, которую вызвало слово, произнесенное предыдущим человеком, и так далее (по принципу “снежного кома”).
Отношения в семье можно представить в виде формулы: СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети). Эти отношения определяются стилем семейного воспитания. Именно от стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое, физическое, а значит, и общее развитие ребенка.
Упражнение “Одинаков ли взгляд на вещи у детей и родителей?” (автор методики Дж.Кuнчер)
Ведущий. Посмотрите на эти фигуры и напишите, что они, по-вашему, обозначают?
(Выслушиваются по очереди ответы детей и родителей. Ответы группируются по категориям и размещаются на доске в следующем порядке: вещи (одежда, украшения); предметы домашнего обихода (мебель, посуда); растения; игрушки; насекомые, животные; спортивные предметы; объекты природы; строения; еда; механизмы; геометрические фигуры. Ведущий предлагает участникам сравнить ответы детей и родителей и проанализировать их.)
Ведущий. Наш эксперимент показал, что на один вопрос может быть несколько правильных ответов. Также одно и то же явление может по-разному восприниматься разными людьми. Иными словами, каждый человек придает и явлениям, и вещам свой смысл. Наша жизнь была бы беднее, если бы все люди воспринимали окружающий мир совершенно одинаково. Вот и данное упражнение наглядно доказало, что между детьми и родителями существует определенное недопонимание. Различия между поколениями — это различия между конкретными людьми, родившимися в разное время. Различия между поколениями так же универсальны, как и различия возрастные. Степень межпоколенных различий зависит от темпов социально-исторического развития. Преемственность поколений всегда избирательна: те традиции и нормы, которые не соответствуют изменившимся условиям, отвергаются или видоизменяется.
Подростки обладают той жаждой новизны, которая не свойственна людям в зрелом и пожилом возрасте. Подросток как бы занимает промежуточное положение между миром взрослых и миром детей. Главное “новшество” подросткового возраста — чувство взрослости. Оно, как правило, сопряжено со стремлением к независимости от контроля и опеки старших. Сегодня мы постараемся уточнить, в каких аспектах взаимоотношений родителей и детей существуют основные разногласия.
Блиц-опрос
(Участникам встречи раздаются жетоны. В две линии выставляются пластиковые стаканы с номерами вопросов для детей и для родителей. Зачитываются вопросы, на которые и детям, и родителям нужно дать ответ “ДА” или “НЕТ”. После этого все участники бросают свои жетоны в пластиковый стакан с номером вопроса.)
Для родителей
1. Самостоятельность. Ваш ребенок растет самостоятельным, инициативным, способным к принятию важных решений?
2. Степень защищенности. Вы всегда защищаете своего ребенка, даже если он не прав?
3. Доверие. Вы полностью доверяете своему ребенку и уверены в том, что у него нет от вас тайн?
4. Совместное времяпровождение. Вы мало времени проводите со своим ребенком?
5. Похвала. Вы всегда хвалите ребенка за его успехи?
6. Степень ответственности. Родители виноваты в том, что дети становятся наркоманами, алкоголиками, ворами?
7. Критика. Вы часто критикуете ребенка, делаете ему замечания?
8. Организация досуга. Вы позволяете своему ребенку выбирать себе друзей и проводить свободное время по его усмотрению?
9. Семейные обязанности. Вы считаете, что ваш ребенок недостаточно помогает вам в семейных делах?
10. Любовь. Вы часто говорите ребенку, что любите его?
Для детей
1. Самостоятельность. Ты считаешь себя самостоятельным, сам проявляешь инициативу в делах, принимаешь важные решения?
2. Степень защищенности. Ты полностью уверен в том, что твои родители всегда тебя защитят?
3. Доверие. Всегда ли ты говоришь правду родителям?
4. Совместное времяпровождение. Ты хочешь чаще общаться с родителями?
5. Похвала. Родители всегда замечают твои успехи и хвалят тебя?
6. Степень ответственности. Родители виноваты в том, что дети становятся наркоманами, алкоголиками, ворами?
7. Критика. Ты слышишь в свой адрес только одни упреки и замечания?
8. Организация досуга. Ты сам выбираешь, с кем тебе дружить и как проводить свободное время?
9. Семейные обязанности. Ты считаешь, что у тебя должно быть больше свободного времени?
10. Любовь. Ты хочешь чаще слышать, что родители тебя любят?
(Участники обсуждают результаты опроса.)
Упражнение “Письмо”
Ведущий. Следующие упражнения, которые я хочу вам предложить, — это ваши шаги навстречу друг другу. В нашей стремительной жизни мы не всегда находим время, чтобы не торопясь, серьезно подумать о себе, о своих близких. Сейчас я попрошу вас написать небольшое послание. В нем должно быть 7 предложений, начинающихся с местоимения “Я”, и не должно быть подписи. (Участники выполняют задание.)
Ведущий. Все послания мы опускаем в почтовый ящик. Я не случайно просила не подписывать их: сейчас мы попробуем разобраться, кто же автор каждого из посланий.
(Поочередно зачитываются послания участников, по которым подростки угадывают в них своих родителей, а родители — своих детей.)
Ведущий. Таким образом, сейчас мы сделали ПЕРВЫЙ ШАГ навстречу друг другу. И помогло нам в этом “Взаимопонимание”.
(На слайде появляется название первого шага.)
Упражнение “Какие МЫ?”
Ведущий. Делая предыдущий шаг, мы увидели, какие мы разные, а сейчас попробуем узнать, как мы видим друг друга. Вопрос детям: “Какие у нас родители?”. Вопрос родителям: “Какие у нас дети?”. Постарайтесь назвать как можно больше характеристик друг друга.
(Участники выполняют задание.)
Ведущий. Вот мы и сделали ВТОРОЙ ШАГ по направлению друг к другу и узнали, какие интересные люди вас окружают! В этом нам помог положительный настрой друг на друга, или “Безусловное принятие”.
(На слайде появляется название второго этапа.)
Ведущий. Хочу вам напомнить, что установлению тесных взаимоотношений с родными людьми способствуют:
- привязанность — чувство близости, основанное на симпатии к человеку;
- самораскрытие — обнаружение сокровенных переживаний и мыслей перед другим человеком;
- преданность — желание и умение отстаивать интересы другого человека;
- бескорыстие — готовность оказывать помощь без расчета на ту или иную компенсацию, когда желание дарить выступает как глубокая внутренняя потребность.
- Упражнение “Эмоциональный термометр” (автор методики — Г.А.Цукерман).
Ведущий. Чтобы ладить с людьми, необходимо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть своими чувствами, полезно познакомиться с собственным “эмоциональным устройством”. Изменить собственное состояние, настроение можно, посмотрев на себя со стороны. Предлагаю вам выполнить упражнение “Эмоциональный термометр”.
Если на вопрос, присутствуют ли в ваших отношениях с детьми (с родителями) следующие отношения, вы ответите: “Конечно, да”, — то поместите кружок соответствующего цвета на шкалу термометра.
(Все участники размещают разноцветные стикеры на изображении эмоционального термометра. Ведущий комментирует результаты: какие отношения присутствуют в достаточной степени, какие нужно развивать и т.д.)
Ведущий. Человеческие отношения не складываются раз и навсегда. Они изменяются по мере взросления, развития людей, под влиянием жизненного опыта, личностных характеристик, характера общения. Нужно учиться сохранять и беречь человеческие отношения. Центральное звено любых отношений — эмоции и чувства. Искусство поддерживать хорошие отношения с людьми в значительной мере сводится к умению понимать их эмоциональное состояние. В ходе нашего очередного упражнения вам предстоит помочь друг другу понять ошибки, совершаемые в процессе общения.
Упражнение “Составление памяток”
Ведущий. Сейчас мы будем составлять памятки: дети — родителям, а родители — детям. Содержание памяток — ваши пожелания друг другу в сфере взаимоотношений. Пример: “Родители! Доверяйте своему ребенку! Хвалите меня чаще!”; “Дети! Прислушивайтесь к советам родителей! Говорите родителям комплименты!”.
Рефлексия “Портфельчики с полезностями”
Ведущий. Портфель — это образный итог нашей встречи. Попрошу вас заполнить их теми символичными “вещами”, которые вам сегодня особенно понравились и которые вы хотели бы забрать с собой. Это могут быть какие-то изречения, советы, заинтересовавшая вас информация и т.д. (Участники заполняют свои “портфельчики”. Затем происходит обсуждение.)
Ведущий. Пусть то, что вы вынесли сегодня из нашей беседы, поможет вам укрепить взаимоотношения в семье. И еще хотела бы напомнить родителям: любить — это значит дать ребенку возможность идти своей дорогой, пусть дорогой ошибок и потерь, но именно той, которая ему предназначена. А детям словами замечательного поэта Марины Цветаевой сказать: “Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими”.
Подготовила Светлана ФОМИЧЕВА.
Фото из открытых источников Интернета.