Молодая семья: уроки для будущих мужей и жен

Помочь учащимся спроектировать будущую семью, виртуально проиграть основные проблемы взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, научиться конструктивному разрешению противоречий — цель психологической гостиной “Молодая семья: уроки для будущих мужей и жен”, разработанной заведующей центром профессиональной и социальной реабилитации Минского государственного колледжа электроники Л.В.Астапович. Занятие рассчитано на 2 часа и на группу из 10—12 человек. Представленные упражнения могут использоваться классными руководителями, кураторами групп для проведения тематических воспитательных часов.

Ход занятия

Ведущий. Ребята, подумайте и ответьте на вопрос “Кто мы?”. Иными словами, назовите те социальные роли, которые вы исполняете сейчас.

(Учащиеся отвечают на вопрос. Ответы записываются на доске в столбик: юноша, девушка, учащийся, гражданин, дочь, сын и пр.)

Ведущий. Представьте, что прошли годы, вы стали взрослыми. Кем вы себя видите?

(Бухгалтером, экономистом, мужем, женой, папой, мамой и пр. Ответы записываются на доске в столбик рядом с предыдущими ответами. Два перечня сравниваются. Учащиеся делают вывод, что при разных профессиях подавляющему большинству в будущем предстоит выполнять общую социальную роль — семья­нина.)

Ведущий. Где готовят к тому, чтобы стать хорошим учителем, врачом, поваром и т.д.?

(В университетах, колледжах, техникумах, училищах и т.д.)

Ведущий. Уверена, каждый из вас, когда вырастет, хотел бы иметь дружную семью. Кто учит быть хорошим супругом, сыном, дочерью, отцом, матерью, братом, сестрой?

(Семья, книги, телевидение и т.д.)

Ведущий. Как вы думаете, достаточно ли для обретения семейного счастья тех знаний, которые можно получить из книг, телепередач, в результате советов родных?

(Учащиеся отвечают на вопрос и приходят к выводу, что не всегда.)

Ведущий. Да, главным образом науку быть семьянином мы постигаем в реальной жизни. Французский философ Ларошфуко заметил: “Жизнь — хороший учитель, но не слишком ли дорого она берет за свои уроки?!” Сегодня мы поговорим о проблемах молодой семьи. Для начала ответим на некоторые вопросы анкеты.

(Заполненные анкеты сдаются ведущему.)

Анкета “Ваше мнение о браке, семье, любви”

1. Что для вас означают понятия:

r          удачный брак __________________

r          счастливая семья________________

2. Собираетесь ли вы создать семью?

r          Да, обязательно;

r          да, если встречу человека по душе;

r          трудно сказать;

r          нет.

3. Считаете ли вы, что семья необходима и ничем не заменима для:

r          мужчин (да, нет, затрудняюсь ответить);

r          женщин (да, нет, затрудняюсь ответить);

r          детей (да, нет, затрудняюсь ответить).

4. Каковы, на ваш взгляд, мотивы вступления в брак большинства современных юношей (девушек)?

r          Особых мотивов нет, просто возраст подошел либо положение к тому обязывает;

r          уверенность в преимуществах семейной жизни;

r          любовь;

r          духовная близость;

r          необходимость в связи с ожиданием ребенка;

r          возможность решить свои материальные трудности;

r          желание иметь детей;

r          воздействие родителей, других родственников;

r          необходимость узаконить реальные супружеские отношения;

r          другие (какие?).

5. Какие из перечисленных ниже условий создания семьи являются, на ваш взгляд, обязательными, желательными, не имеющими значения?

r          Общность взглядов жениха и невесты на организацию жизни в семье;

r          сходство жизненных целей;

r          одинаковый культурный уровень;

r          соответствие характеров;

r          возрастное соответствие;

r          любовь;

r          чувство долга, ответственности перед семьей;

r          состояние здоровья жениха и невесты;

r          отдельное жилье;

r          финансовая независимость;

r          умение совместно принимать решения;

r          другие (какие?).

6. От каких обстоятельств, по вашему мнению, зависит счастье семьи?

7. Какими знаниями и умениями должен(на) обладать перед вступлением в брак юноша (девушка)?

r          По ведению домашнего хозяйства;

r          по рациональному расходованию семейного бюджета;

r          по уходу и воспитанию детей;

r          по ремонту квартиры, мебели, бытовой техники и т.д.;

r          по шитью, вязанию, приготовлению пищи и т.д.;

r          в сфере семейного общения;

r          по организации и проведению семейного досуга;

r          по правовым основам брака и семьи;

r          другие (какие?).

8. Считаете ли вы себя готовым(ой) к выполнению обязанностей:

r          мужа (в чем-то да, да, в чем-то нет, нет);

r          жены (в чем-то да, да, в чем-то нет, нет);

r          отца (в чем-то да, да, в чем-то нет, нет);

r          матери (в чем-то да, да, в чем-то нет, нет).

9. Если ваш ответ “нет”, то каких знаний, умений, личных качеств вам недостает?

10. Как, с вашей точки зрения, должна быть организована жизнь семьи?

r          На началах равенства (решения надо принимать вместе, не забывая и о детях);

r          руководить семьей должен мужчина (отец), его мнение должно быть решающим;

r          управлять семьей должна мать, все должны беспрекословно ее слушаться;

r          я за такую семью, в которой каждый живет как хочет.

(Укажите свой пол: мужской/женский.)

Ведущий. А теперь выполним с вами несколько упражнений.

Упражнение 1. “Мальчики — налево, девочки — направо”

Материалы для работы: листы формата А5, фломастеры, карандаши, ручки, две коробочки для карточек.

Девушкам и юношам предлагается разделиться на две команды. Команде девушек и команде юношей ведущий выдает ручки или карандаши и по коробочке с чистыми листочками. На листочках участники записывают самые различные вопросы, обращенные к членам другой команды. Единственное условие — вопросы должны быть корректными. Во время выполнения упражнения звучит музыка.

Упражнение 2. “Горячий стул”

Материалы для работы: два стула, карточки с вопросами.

В центре круга устанавливается “горячий” стул (можно два стула, если кому-то сложно решиться на сольное выступление). Приглашается доброволец. Лицом он поворачивается к “противоположному лагерю” и берет коробочку с составленными его представителями вопросами. Вытягивает один из них. К ответу сидящего на стуле могут подключаться остальные члены его команды. Все участники занятия могут дискутировать с отвечающим. После того как даны ответы на 2—3 вопроса, на “горячий” стул приглашается следующий участник и также отвечает на 2—3 вопроса, затем следующий и т.д. Можно приглашать поочередно то юношу, то девушку. Упражнение продолжается до тех пор, пока не закончатся вопросы.

Упражнение 3. “Незаконченное предложение”

Материалы для работы: карточки с незаконченными предложениями.

Членам команд предлагаются карточки, в которых содержатся высказывания по теме занятия, но они не закончены. Каждая команда по очереди вытягивает карточку и после обсуждения предлагает свой вариант окончания предложения.

Варианты карточек

r          Мне кажется, что лица противоположного пола…

r          Я считаю, что настоящий мужчина — это тот, кто…

r          Я не люблю, когда юноши (девушки)…

r          Я считаю, что любовь…

r          Ревность — это…

r          Любовь — это…

r          Я не понимаю, почему юноши (девушки)…

r          С лицами противоположного пола у нас много общего, например…

r          Главное для девушки — это…

r          В своей будущей семье я…

r          Я мечтаю…

Упражнение 4. “Портрет идеального мужа и идеальной жены”

Материалы и оборудование: мел, доска, листы А4 по количеству участников, журналы, клей, ватман, фломастеры, карандаши.

Первый вариант проведения упражнения

Группа делится на подгруппы. Каждая получает подсобные материалы (ватман, клей, ножницы, иллюстрированные журналы “Лиза”, “Домашний очаг” и др.) и задание изготовить коллаж, изображающий идеального спутника жизни. По окончании работы представитель от каждой группы у доски комментирует полученный образ.

Второй вариант проведения упражнения

Ведущий знакомит участников с понятием “гендер”, раскрывает сущность гендерного подхода в воспитании. Далее просит участников разделить лист на четыре части. В левой верхней части листа предлагается дать характеристику реальному представителю противоположного пола (юношам — описать реальную, типичную женщину; девушкам — описать реального, типичного мужчину); в левой нижней части листа — дать характеристику реальному представителю своего пола; в правой верхней части листа — дать характеристику идеальному представителю противоположного пола (юношам — описать идеальную женщину; девушкам — описать идеального мужчину); в правой нижней части листа — дать характеристику идеальному представителю своего пола. После того как все портреты выполнены, участникам предлагается оценить каждую из четырех характеристик знаками “плюс” или “минус”.

После выполнения задания следует этап качественной обработки содержания полоролевых портретов. Анализ данных включает в себя следующие компоненты:

1) сопоставление данных анализа в портретах реальных представителей своего и противоположного пола;

2) сопоставление данных анализа в портретах идеальных представителей своего и противоположного пола;

3) сопоставление данных анализа в портретах представителей своего пола;

4) сопоставление данных анализа в портретах представителей противоположного пола;

5) подведение итогов анализа относительно всех четырех портретов.

Далее следует интерпретация по данным компонентам. Участникам не нужно рассказывать о своих результатах, они делают только пометки для себя. Интерпретация дает информацию по следующим направлениям:

ü          определение подверженности учащегося полоролевым стереотипам;

ü          анализ привлекательности для учащегося своего и противоположного пола;

ü          прогноз удовлетворенности учащегося отношениями с представителями своего и противоположного пола;

ü          определение внутриличностной полоролевой согласованности.

На основе данной информации составляется общегрупповой полоролевой портрет. Цель — продемонстрировать участникам различия в восприятии мужчинами и женщинами представителей противоположного пола.

Вопросы для обсуждения

1.            Какие требования к будущему спутнику жизни преобладают у участников занятия?

2.            На что каждый из вас больше всего обращал внимание при создании портрета будущего супруга?

3.            Совпали ли ваши представления, ожидания?

Материал подготовила Светлана ФОМИЧЕВА.
Фото из открытых источников интернета, используется в качестве иллюстрации.