Помоги Незнайке купить фрукты

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия младших школьников

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звуков в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук [м] в слове “лампа”, то он должен ответить утвердительно. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

В последние годы в общеобразовательных школах наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессами чтения и письма на этапе всего букварного периода. Причиной как раз и является недостаточно развитый фонематический слух и фонематическое восприятие. Такой ученик с трудом представляет себе звуковой состав слова и с трудом осваивает его звуковой анализ.
В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, которые не связаны с применением орфографических правил.Вот примеры таких ошибок:
— пропуск гласных и согласных букв (сок — ск, одежда — одежа);
— перестановка букв, лишние буквы (пушка — шупка, стол — тстол);
— пропуск слогов, лишние слоги (машина — машинына, короче — коче);
— замена согласных: свистящих — шипящих (завтра — жавтра);
— парных по звонкости — глухости (палуба — балупа);
— сонорных (мебель — небель, круг — клуг);
— аффрикат (цапля — чапля);
— обозначение твердости — мягкости на письме гласными (пруд — прюд, утюг — утуг);
— недописывание слов (маска — маск);
— раздельное и слитное написание слов, предлогов со словами (по дороге — подороге, занавеска — за навеска).
Так как между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь, у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) может быть нарушено и чтение. Такие учащиеся испытывают следующие трудности при овладении чтением: не могут слить буквы в слоги, а слоги — в слова, хотя буквы им уже известны. Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки: пропускают либо переставляют местами буквы и слоги, застревают на какой-либо букве, слоге, слове; недочитывают окончания слов; добавляют лишние буквы и т.д., слогов и иногда слов.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и в активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.
Повторение цепочек слогов
1. Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например, с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие — звонкие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са, са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.
Примеры слоговых цепочек:
са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за;
ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла;
ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща;
за-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа.
(Аналогично с другими парами звуков.)
2. Необходимо отхлопать слоги со звуком [б] в ладоши, а со звуком [п] — по коленкам (ба-пу-бо-по). То же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
Игра “Найди слово” со звуком [б]: утка — бант — кит; [п]: банка — палка — белка.
Игра “Поймай нужный звук хлопком”
Инструкция: если услышишь звук [к] в слове — хлопни в ладоши. Слова: кран, морковь, шалаш, ботинок…
То же с любыми другими звуками.
Игра “Придумай слова на заданный звук”
Для начала лучше давать только гласные звуки ([а], [о], [у], [и]): арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.
Затем согласные ([р], [с], [ш], [л], [п], [б] и т.п.)
Игра “Определи место звука в слове”
Необходимо определить, где — в начале, в середине или в конце слова — мы слышим звук [к] в словах: крот, морковь, кулак, носок;
[ш] — шапка, кошка, душ; [c] — солнышко, паста, нос; [ч] — чайник, кочка, ночь; [щ] — щетка, щенок, помощь; [л] — луна, полка, стул; [р] — паровоз, пар, роза; [п] — пол, лапка, стоп и т.п.
Игра “Кто внимательнее”
Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.
Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук [з]. Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
Игра “Угадай слово”
Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком. Сначала даются слова из 3—4 звуков. Если ребенок справляется, то можно сложнее — из 2—3 слогов, со стечением согласных, например: с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с, р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а,
л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы, п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т,
л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.
Произнести по порядку все звуки в слове.
Начинаем с коротких слов, например: ДОМ — д, о, м.
Игра “Четвертый лишний”
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна — не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда можно задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (три слова трехсложных, а одно — двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.
Игра “Найди ошибку”
Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение “Вагон”. Затем объясняет: “Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши”. Затем логопед произносит это слово: “Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом” и т.д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый лист бумаги и произносит: “Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака” и т.д. Услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши. Слова используются разные, сначала более простые по звуковому составу, затем более сложные.
Из четырех слов, четко произнесенных логопедом, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных:
ком — ком — кот — ком;
канава — канава — какао — канава;
утенок — утенок — утенок — котенок;
будка — буква — будка — будка;
винт — винт — бинт — винт;
минута — монета — минута — минута и т.д
Игра “Закончи предложение”
Логопед предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходящее слово.
Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке … (жук).
Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (шишка).
Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь … (двери).
Мы собрали васильки,
На головах у нас … (венки).
Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети … (книжки).
Пес козе принес букет,
Сытый будет ей … (обед).
Игра “Назови звук”
Логопед с детьми становится в круг и говорит, что будет называть слова и выделять в них один звук, дольше или громче его произносить, а дети должны назвать этот звук, когда логопед бросит им мяч. Например:
матрррррешка — [рь],
молллллоко — [л],
самолллллет — [ль] и т.д.
Игра “Карточки”
Детям раздаются карточки, разделенные на три части (означают местоположение звука в слове — в начале, середине, конце), и фишка. Логопед называет слова, а дети должны поместить фишку в ту часть карточки, которая соответствует местоположению заданного звука в слове.
Игра “Внимательные ушки”
Логопед настраивает детей, чтобы они очень внимательно слушали и определили, какой звук стоит перед звуком [п] в слове “карп”, перед звуком [м] в слове “холм”, перед звуком [ф] в слове “шарф” и т.д.
Игра “Цепочка”
Эта игра — аналог всем известных “Городов”. Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз.
Игра “Новое слово”
Логопед называет слово и просит отыскать в нем новые слова, например: поляна — пол, Оля, Яна.
Игра “Замени звук”
Логопед произносит слово и просит заменить в нем первый, второй или третий звук, чтобы получилось новое слово: балет — билет, олень — … , машина — … , Толя — … , Маша — …  , Таня — … , стол — … , сетка — …  , норка — … .
Игра “Повтори похожее слово”
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
мак — бак — так; моток — каток — поток;
ток — тук — так; батон — бутон — бетон;
бык — бак — бок; будка — дудка — утка;
дам — дом — дым; нитка — ватка — ветка.
Игра “Собери цветок”
На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква, например, С. Рядом выкладываются цветочные лепестки, на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть звук [с].
Игра “Волшебный круг”
На столе лежит круг со стрелками в виде часов, вместо цифр на нем картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка (предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.
Например: удочка — уточка, мишка — мышка, коза — коса, мак — рак, трава — дрова, кит — кот, кадушка — катушка, усы—уши.
Игра с перебрасыванием мяча “Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В…), и только с этой”.
Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука [и].
Пример:
— Как тебя зовут?
— Ира.
— А фамилия?
— Иванова.
— Откуда ты приехала?
— Из Иркутска.
— Что там растет?
— Инжир.
Игра “Будь внимателен”
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3—4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик — по вашей инструкции).
Игра “Подбери по звучанию”
Логопед выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:
ком, бак, сук, ветка, каток, горка;
дом, рак, лук, клетка, платок, корка;
сом, мак, жук, пятка, листок, норка;
лом, лак, бук, плетка, моток, марка.
Игра “Магазин”
Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а названия фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].
Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [р] или другой звук.
Вышеперечисленные игры можно использовать не только на логопедических занятиях по развитию фонетико-фонематических процессов, но и на уроках русского языка. На их материале учитель может отрабатывать также скорость чтения, слоговой запас слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Ценность дидактических игр состоит в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою несостоятельность в графо-лексической деятельности, и создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Ребенок, радуясь возможности поиграть, с удовольствием выполняет задания учителя и необходимые упражнения. Это естественным образом стимулирует правильную речь ученика — как устную, так и письменную. Своевременное выявление детей с ФФНР и правильно организованная работа с ними в тесном содружестве логопеда, учителя и родителей имеют огромное значение в условиях общеобразовательной школы. Всё это в комплексе позволяет повысить успеваемость детей по чтению и русскому языку, помогает ребенку избежать трудностей и проблем в усвоении чтения и письма.

Марина ГЛОД,
учитель-дефектолог Коптевской средней школы Гродненского района.