Осеннее утро. Багрянцем пылает лес. Воздух пронизан терпким запахом спелых яблок, опавших листьев, бархатцев и хризантем. Сердце радостно бьется. Впереди виднеется здание любимой школы. У калитки меня всегда ждут ребятишки. Они звонко и радостно приветствуют меня, затем подхватывают портфель с ноутбуком, тяжелую сумку и широко распахивают двери.
— Марина Михайловна, 5 плюс 7 будет адиннадцать или одиннадцать?
— Двенадцать, мои хорошие, двенадцать!
— Ну вот, вас не проведешь! — вижу грустинку на их лицах.
— А как правильно пишется перепончатая барабанка или перипончатая?!
— Конечно, перепончатая, — отвечаю с важным видом.
— А вот и нет: правильно будет барабанная перепонка, — весело заливаются ребятишки.
Не могу сдержать смеха и я. Утро начинается замечательно. Значит, и уроки сегодня будут веселыми и радостными.
…Идет урок. Объясняю правило образования правильных и неправильных глаголов в английском языке. Исписала всю доску мелом. Руки в меле, щеки в меле и одежда перепачкана мелом. Пятиклассники пыхтят, тяжело вздыхают, постигая премудрости английской грамматики. Артем на первой парте деланно вздыхает больше всех. Явно устал писать. Снял очки, медленно протер. Неспешно надел. Внимательно посмотрел на меня, испачканную мелом, и назидательным голосом изрек:
— А еще говорят, что учитель — непыльная профессия! Еще какая пыльная!
Я замираю на миг. Устами ребенка глаголет истина.
Так какая она, профессия учителя? Напишу банальную вещь: ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЯ ТАКАЯ, КАКОЙ УЧИТЕЛЬ СЧИТАЕТ ЕЕ САМ!
Если учитель любит свою работу, любит обучать и воспитывать детей, не позволяет себе прийти на урок неподготовленным и в плохом настроении, то он на своем месте. Профессия учителя энергозатратная, требующая огромных эмоциональных и интеллектуальных усилий. Учитель должен уметь много чего. Идти в ногу со временем, осваивать компьютерные и цифровые технологии, уметь работать онлайн. Постоянно пополнять знания, много читать методической и художественной литературы. Уметь организовать обучение с сильными и слабоуспевающими учащимися одновременно. Постоянно мотивировать и вселять уверенность, создавать ситуацию успеха. Влюбить в свой предмет. Создать на уроке особую атмосферу.
Это всего лишь маленькая толика того, что делает учитель каждый урок, каждый день. А если сюда добавить работу с семьей, социумом, активную гражданскую позицию, внеклассную работу с учащимися, подготовку к урокам, проверку тетрадей, ведение документации и написание различных отчетов, то мало не покажется. А ведь еще надо быть примером для учеников, вежливым, добрым, порядочным, в деловом стиле одежды и, конечно, в хорошем настроении.
Говорят, что учитель — непыльная профессия: всегда нарядный, красивый, бревна таскать не надо, работает в светлом теплом кабинете, отпуск большой, да еще летом, сеет себе “разумное, доброе, вечное”. Не профессия — одно удовольствие! Да, так обычно говорят те, кто не имеет ни малейшего представления о сложности и ответственности работы учителя, о магическом умении подобрать ключик к каждому ребенку, о сложности планирования и проведения эффектного и эффективного урока, который сродни маленькой жизни длиною в 45 минут.
Быть учителем — это прежде всего каждодневно и упорно трудиться, постоянно самосовершенствоваться, чувствовать невероятный подъем энергии и радость от отлично проделанной работы и упадок сил, переосмысление ситуации, если что-то пошло не так.
Быть учителем — это значит верить в то, что твоя работа необходима, что твои ученики становятся не только умнее, но и человечнее.
Настоящий учитель всегда поступает по велению сердца, по совести, не потому, что так надо, а потому, что по-другому он не умеет. Потому что истинная свобода внутри, когда ты говоришь и делаешь то, что думаешь! Когда у тебя на душе спокойно и радостно от добрых поступков и честно выполненной работы. Когда ты по-настоящему любишь детей и свою профессию.
С праздником, дорогие коллеги! В наших силах сделать мир добрее и человечнее, сея зерна истины в сердцах наших учеников.
Марина КЛИМОВЕЦ,
учитель английского языка Куковской средней школы Ганцевичского района.